Вытаптывание истории
Дачу фабриканта сожгли, дом продолжают растаскивать…
Сегодня при взгляде на здание бывшего клуба фабрики им. Парижской коммуны трудно подумать, что здесь когда-то кипела жизнь. Былая гордость Вязников – до революции дом фабриканта Сенькова, а позже очаг культуры – стоит с заколоченными окнами, навевая грусть.
Внешне этот архитектурный памятник конца XVIII века, построенный в стиле модерн, не кажется особо примечательным. Куда большей оригинальностью отличалось его внутреннее убранство. В своей книге, написанной много лет назад, краевед Александр Тельчаров сообщал: «По фасаду дома расположено крытое опирающейся на чугунные столбы крышей парадное крыльцо. Чугунная прекрасно орнаментированная парадная лестница конца XIX века ведёт на второй этаж. Сохранившиеся в ряде комнат чугунные каменные печи выдержаны в том же, что и в демидовском доме, стиле». Кроме этого, здание отмечено печатью пребывания в нём особ царствовавшего дома. 14 августа 1850 года в доме Сенькова обедали Великие князья Николай и Михаил Николаевичи, находившиеся в Вязниках проездом из Нижнего Новгорода в Троице-Сергиеву лавру. На память об этом обеде у хозяйки дома осталась подаренная князьями бриллиантовая брошка. Последний же приезд в Вязники российских самодержцев состоялся 5 августа 1858 года. Проездом из Нижнего Новгорода в Москву Сеньковым нанёс визит сам Государь Император Александр II, вместе с супругой Императрицей Марией Александровной и дочерью Великой Княжной Марией.
В советские годы здание не стояло без дела. Особые страницы его жизни отмечены двумя мемориальными досками, сохранившимися на фасаде. Согласно одной из них, в 1918 году здесь помещались первый Уком РКП(б) и Уисполком. А летом 1942 года – штаб 316-й стрелковой дивизии, сформированной в Вязниках и сражавшейся в августе-октябре 1942 года на подступах к Сталинграду. В мирное время на долгие десятилетия в именитом здании прописался клуб фабрики им. Парижской коммуны, который до сих пор вязниковцы старшего и среднего поколения вспоминают с ностальгией. Здесь проводили свой досуг не только рабочие предприятия, но и другие горожане. В 60-е годы большой популярностью пользовалась бильярдная. Заглядывали в клуб и гости. Так, в конце 80-х, когда в стране шла антиалкогольная компания, в Вязники приехали со спектаклем соответствующей тематики артисты Владимирского драматического театра – Леонид Соловьёв, Виктор Ходарин, Светлана Соловьёва, Юрий Рычков. Одной из площадок для их выступления стала и сцена клуба фабрики.
В 90-е годы текстильные предприятия района оказались на грани разорения. Стало не культуры, впору было кое-как гасить многочисленные долги. В 2002 году ушёл с молотка и «сеньковский» клуб. В собственности купившего его предпринимателя числился не один объект, обустраивать их он решил по очереди. До бывшего клуба руки у него так и не дошли, и от приходящего в запустение здания он решил избавиться, перепродав его новому кандидату на обладание архитектурной ценностью. Вот только тратиться на охрану этой ценности новый хозяин счёл излишним. В итоге для начала было разбито уникальное крыльцо из чугунного литья. И, хотя милиция успела перехватить лом во «Вторчермете», о восстановлении крыльца из имеющихся в наличии кусков сегодня говорить весьма проблематично. А не так давно из здания была вывезена и упомянутая выше Тельчаровым «прекрасно орнаментированная» лестница, ведущая на второй этаж. Поневоле напрашиваются мысли – а не лучше ли было, если б в своё время потомки Сеньковых заявили свои права на обладание былой собственностью? Нам ведь, получается, ничего не нужно…
Потомки Сергея Ивановича Сенькова, отбывшего после революции в Италию, впервые появились в Вязниках в канун 90-х годов. Внук Гераклит, сын репрессированного в 30-е годы Максимилиана Сергеевича и осевший в Минске, в город своих предков приехал вместе с женой Александрой Владимировной. Он и не подозревал, что в Вязниках помнят имя Сенькова, что в краеведческом музее имеется коллекция завещанных городу дедом картин, проводится экскурсия, представлены образцы продукции фабрики Сенькова. В дальнейшем визиты были продолжены. В 1990 году на родине побывала дочь фабриканта Людмила Сергеевна, познакомились с Вязниками внук Роберто и внучка Лидия. Сегодня из этой итальянской ветви в живых осталась лишь Лидия. Ей под 75, у неё две дочери, которым она привила любовь к России, и внуки.
В последний раз Гераклит Максимилианович с женой побывали в Вязниках в 2003 году – проездом из Италии. На память об их визите в краеведческом музее осталась акварель известного итальянского художника Лучано Конти с видом Рапалло – городом, где живёт Лидия. Было время, когда в Вязниках относились к потомкам Сенькова с опаской – а вдруг да предъявят свои права на фабрику и все прочие постройки? Не предъявили. А что в итоге? Дача Сеньковых – красивейший образчик архитектуры – сгорела, о судьбе жилого дома сказано выше…
Сегодня глава района Евгений Виноградов сожалеет о том, что несколько лет назад фабрика не передала здание клуба муниципалитету. Он уверен, что тогда бы его не постигла столь печальная участь. Например, здесь можно было бы разместить музей советского периода города, экспонатов для которого более чем достаточно. В настоящее время в Госцентр по учёту, использованию и реставрации памятников истории и культуры Владимирской области главой направлена записка с описанием состояния этого памятника архитектуры. А пока, по его словам, приходится наблюдать со стороны за разрушением городского достояния, не имея никаких полномочий вмешиваться в дела его нынешних хозяев.
Светлана ЛИФАНОВА.