Все зависит от финансирования
Постановлением Губернатора Владимирской области от 29.12.2006г. № 930 утверждена программа государственных гарантий оказания населению Владимирской области бесплатной медицинской помощи на 2007 год. Первая городская больница, где сосредоточены практически все основные виды лечебно-профилактической и диагностической помощи населению Вязниковского района, считает целесообразным довести основные положения постановления до сведения жителей района. В первую очередь необходимо сказать, что за счет средств бюджета (областного и местного) на территории района оказываются следующие виды бесплатной медицинской помощи:
— психиатрическая, наркологическая, венерологическая, скорая и неотложная (за исключением санитарно — авиационной), противотуберкулезная, ВИЧ — инфицированным, мед. помощь на койках сестринского ухода, а также на фельдшерско-акушерских пунктах.
На бюджетном финансировании находятся также судебно-медицинская и патолого-анатомическая экспертизы и станция переливания крови.
Остальные виды медицинской помощи финансируются за счет средств обязательного медицинского страховании.
Что важно знать всем, кто обращается за медицинской помощью или медицинскими услугами? Это прежде всего то, что медицинская помощь и медицинские услуги, финансируемые за счет средств бюджета, оказываются всем жителям района, и не только района, бесплатно, независимо от того, застрахован человек в системе ОМС или не застрахован, т.е. есть у него медицинский полис или нет. Остальные виды медицинской помощи, включенные в систему ОМС, оказываются только застрахованным в системе ОМС и имеющим действительный медицинский страховой полис.
Незастрахованным больным, которые нуждаются в оказании экстренной медицинской помощи, по видам, включенным в систему ОМС, помощь оказывается за счет «общего котла», т.е. за счет других больных из числа застрахованных. Поэтому крайне важно для всех граждан и работающих и неработающих быть застрахованными в системе ОМС и иметь на руках при обращении за медицинской помощью страховой медицинский полис и паспорт. Нас, медиков, может быть, в первую очередь, не устраивает такое положение, когда при обращении больного вместо оказания ему необходимой медицинской помощи мы вынуждены выяснять, есть у него полис или нет. И мы вынуждены это делать, потому что медицинские учреждения, работающие в системе ОМС, финансируются исключительно за счет тех денежных средств, которые поступают за оказанную медицинскую помощь, притом не за любую помощь, а только за койко-дни, проведенные больным в стационаре, и за посещения больного к врачу в поликлиниках и амбулаториях. Трудно пациентам это понимать, но, к сожалению это реалии сегодняшнего здравоохранения — нравится это кому-то или нет.
Теперь давайте попробуем ответить на главный вопрос, который волнует людей — почему декларированная в программе бесплатная медицинская помощь не всегда бесплатна? Нет смысла говорить обо всех финансово-экономических тонкостях, которые даже сами врачи не всегда понимают. Например, установлены нормативы средней продолжительности пребывания больного на койке по различным отделениям, и страховые медицинские организации принимают к оплате только нормативное количество койко-дней. Например, в первой городской больнице: в хирургическом отделении — 9 дней, терапевтическом отделении — 12 дней, кардиологическом -14 дней, ЛОР-отделении — 7 дней, глазном отделении — 8 дней и т.д.
Не надо иметь высшее медицинское образование, чтобы понять, что среди больных, которые поступают на лечение в эти и другие отделения, в том числе и на оперативное, немало таких, кого невозможно по состоянию здоровья выписать через указанное количество дней. Но это особо никого не волнует, кроме врача, который вынужден думать не только о деньгах, которые больница не получит, но и о возможных серьезных последствиях, если больной будет выписан до наступления стабильного улучшения. А по существу вопроса что можно ответить?
Программой госгарантий по оказанию бесплатной медицинской помощи установлены для каждого района конкретные количественные показатели по всем видам медицинской помощи (стационарной, амбулаторно — поликлинической, стационарозамещяющей и скорой медицинской), и только под эти объемы предусматривают денежные средства с указанием источников финансирования (бюджет, ОМС). Установленные количественные (или объемные) показатели означают, что государство берет на себя финансирование бесплатной медицинской помощи только в указанных объемах.
Наверное, нет смысла объяснять, что оказание любой медицинской помощи требует финансовых затрат. Необходимо сказать и о том, что расчетная стоимость объемов бесплатной медицинской помощи для жителей нашего района на 2007 год составляет 208860,0 тыс. руб., а утверждена сумма -169198,6 тыс. руб., т.е. меньше расчетной на 39661,4 тыс. руб. Если плановое финансирование программы заранее предусмотрено более чем на 39,5 млн. руб. меньше минимальной расчетной стоимости, то каким образом можно обеспечить всем и в полном объеме медицинскую помощь бесплатно? Это практически невозможно, тем более что учреждения здравоохранения работают в условиях рыночных отношений, т.е. товары и услуги мы приобретаем также по рыночным ценам.
Больше всего жителей района волнует вопрос с финансированием объявленной в программе бесплатной медицинской помощи. В первой городской больнице сосредоточены все виды специализированной стационарной медицинской помощи и большинство специализированных поликлинических видов помощи для всех жителей района, в том числе и высокозатратные (хирургическая, гнойные хирургические инфекции, травматология, неврология, кардиология, родовспоможение и др.). В эту больницу поступает наиболее тяжелый контингент больных, требующих значительно больше затрат на обследование и лечение. В тарифах на медицинские услуги на одного больного в день по статье «Медикаменты» предусмотрено в среднем 70,0 руб., притом, если мы их еще получим полностью от страховых медицинских организаций.
Для непосвященного человека эта сумма ни о чем не говорит, если не объяснить, что за счет средств данной статьи мы должны приобрести лекарства, перевязочный материал, химические реактивы для лабораторного исследования, мелкий инструментарий, системы для переливания, шприцы, растворы, кровезаменители, дезсредства, рентгеновскую и прочую пленку, шовный материал, хирургические перчатки, гипс, кислород и многое другое. На приобретение непосредственно самих лекарств остается не более четверти этих средств, т.е. 25-30 рублей на человека в день. А в поликлинике на одно посещение больного по статье «Медикаменты» предусмотрено в тарифе 3 руб. 60 коп. Это на все и про все.
К сожалению, в системе ОМС не ведется персонифицированный учет затрат по статье «Медикаменты». Учет не ведется как полученных на каждого больного средств по этой статье, точно так же не ведется и учет расходов по этой статье на каждого больного. Это позволяет постоянно предъявлять претензии к медицинскому учреждению, если больной что-нибудь из лекарств приобретет за счет личных средств. Хотя в программе госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению Владимирской области черным по белому указано: «При оказании медицинской помощи в больницах, дневных стационарах и стационарах на дому, а также службой скорой медицинской помощи и неотложной помощи в амбулаторно-поликлинических условиях осуществляется бесплатное лекарственное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации в пределах предусмотренных на эти цели средств».
Мы уже говорили, что в программе четко расписаны средние нормативы на одного больного в день по статье «Медикаменты» как в больнице, так и в поликлинике. Эти нормативы очень далеки от фактических потребностей, которые требуются для оказания больным бесплатной медицинской помощи в полном объеме, особенно в части их лекарственного обеспечения. Это тоже одна из причин, почему объявленная бесплатная медицинская помощь не всегда бесплатна.
Из положений, которые содержатся в программе госгарантий по оказанию бесплатной медицинской помощи населению Владимирской области, важными для жителей района являются условия оказания медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях и, прежде всего следующие:
— возможность выбора пациентом врача в рамках договоров ОМС;
— объем диагностических и лечебных мероприятий для конкретного пациента определяются лечащим врачом в соответствии со стандартами медицинской помощи;
— допускается очередность плановых больных на прием к врачу, на предоставление плановой стационарной помощи, на проведение диагностических и лабораторных исследований; больные по экстренным показаниям принимаются вне очереди;
— направление пациента на госпитализацию осуществляется лечащим врачом в соответствии с клиническими показаниями;
— стационарному лечению подлежат больные при острых заболеваниях и обострениях хронических заболеваний, отравлениях и травмах, требующих интенсивной терапии, круглосуточного медицинского наблюдения и изоляции по эпидемиологическим показаниям, т.е. инфекционные больные.
М.СУРХАЕВ, главный врач первой городской больницы.