Ровесники-друзья
Поводом к этой заметке послужил недавний юбилей Альбина Николаевича Сакулина, которому 3 февраля исполнилось 80 лет, с чем я его и поздравляю. Он художник-дизайнер, учился в Московском художественном институте им. Сурикова, а затем – в Ленинграде, в художественно-промышленном институте им. Мухиной, в нем же некоторое время и преподавал на факультете дизайна. Работал Альбин Николаевич в Павлове, а позже в Иванове, на станкостроительном заводе, где был главным художником. Оставил он память по себе и в Вязниках. Его барельефы украшают, например, фасад здания Сбербанка на улице Советской. Не вдаваясь в подробности биографии юбиляра, мне хотелось бы рассказать о небольшом кружке вязниковской творческой интеллигенции, к которому принадлежал и А.Н.Сакулин и где мы с ним познакомились. Кто же были эти люди и что их объединяло? Они – вязниковцы, ровесники по времени жизни: их рождение и становление приходится на советский период. Они дружили семьями, были близки по духу восприятия жизни: романтики-интеллигенты, творческие натуры, художники и поэты, влюбленные в природу. Правда, иных уж нет, а те далече, но тем не менее.
Центром этого общества друзей был Май Николаевич Лебедев – учитель, прекрасный художник-пейзажист. У него чаще всего и собирались, а душой компании была его супруга Мария Игнатьевна. Приходил как близкий друг, наш известный поэт Борис Тимофеевич Симонов. С Маем Николаевичем они были друзьями детства. Часто спорили, обсуждая те или иные, в том числе и свои, художественные творения, будь то картины или стихи. Частыми гостями были у Лебедевых Альбин Николаевич Сакулин и его супруга Татьяна Ивановна. Она и хозяйка дома были подругами детства. Приходили двоюродные братья Мая Николаевича по материнской линии Рэм и Борис Хватовы.
Вся эта компания близких по духу людей, собираясь на дружеское чаепитие, нередко, однако, и ссорилась в пылу «мужских» дебатов, имея разные взгляды на ход политической жизни. По идейным взглядам Май Николаевич Лебедев был близок к Борису Хватову, Рэм Хватов – к Альбину Николаевичу и ко мне. Борис Симонов был в этих вопросах мало сведущ, а женщины в них вообще не «влезали». Но все и всегда были единодушны в культурном плане: любили и понимали классическую музыку, знали писателей, художников, поэтов и во время этих встреч обсуждали и подвергали тонкому разбору произведения деятелей мировой культуры прошлого. Между разговорами не забывали и поделиться друг с другом своим творчеством, причем художники помимо всего прочего писали стихи, а поэты пробовали себя в живописи. Все были влюблены в природу. Плавали по Луху, купались, рыбачили, варили обед у костра. Кто-то между делом делал наброски, у кого-то рождались поэтические строчки. Борис Хватов смонтировал видео об этих путешествиях, сопроводив все это классической музыкой (Вивальди, Бетховен).
Бориса Хватова я знал с 60-х годов, когда он до своего отъезда в Воркуту работал учителем литературы и завучем в Лосевской школе при директоре Олеге Григорьевиче Соколове, прекрасном человеке, интеллигенте в полном смысле этого слова. Сей-
час Борис Степанович Хватов — автор трех поэтических сборников. Он каждое лето приезжает в Вязники.
А с Маем Николаевичем я близко познакомился, когда он работал в районо инспектором. Он был очень скромен, сидел где-то в «закутке», отдельно от дам-инспекторов. Он пригласил меня к себе, и между нами завязалась дружба. Вместе, как правило, три семьи — Лебедевы, Сакулины и мы с Милой Альдовной — встречали все праздники, посещая друг друга. У Мая познакомились с его сводным братом художником Владимиром Лебедевым и его супругой Галиной, сотрудницей Горьковского ТВ. С ней я спорил об итальянском певце Марио Ланца, который ей очень нравился, и я подарил ей пластинку с вокальными партиями в его исполнении. Вообще в нашей компании было принято делать друг другу подарки. На юбилеи художники нередко дарили нам свои рисунки, сделанные маслом или акварелью, барельефы. У меня дома висят «гипсы» Альбина Николаевича Сакулина: маска Зевса, наш Благовещенский собор, миниатюрная Нефертити, картины «Дубы заречья», миниатюры заречья, картина «Вид на Клязьму, где был Ярополч Залесский, осенью». Есть также акварели Луха кисти Мая Николаевича и мой профиль того и другого художника. На встречах мы немного пели и пили, в основном чай со всякой вкусной выпечкой, на что были мастерицами Мария Игнатьевна и Татьяна Ивановна, обменивались книгами, журналами по искусству. Иногда присоединялся к нам Донат Андреевич Обидин (как правило, когда собирались у нас). С ним мы знакомы с 50-60 годов, когда мы с супругой были молодыми и жили в Нововязниках. Нас объединял интерес к истории Вязников, которой я с 80-х годов стал глубоко заниматься.
Вот что я знаю об этом домашнем кружке вязниковских любителей природы и искусства. Вот какими воспоминаниями хотелось бы поделиться с читателями. Все мы были немного замкнутыми в себе, но, кажется, с богатым внутренним духовным содержимым. Оно помогало нам выбирать, что писать пером или кистью. Мы не гонялись за внешним блеском, положением, деньгами. Жили скромно, но уютно. Для себя?! Итог был потом, и польза для городского музея. Ну а коль скоро повод к написанию статьи был назван в ее начале, то мне хочется, пусть и с некоторым запозданием, поздравить Альбина Николаевича с его юбилеем, пожелать ему здоровья и всего наилучшего, а главное – оставаться таким же замечательным человеком, каким я знаю его на протяжении всего нашего знакомства!
Л.АНОСОВ.
На снимке (слева направо): А.Н.Сакулин, Л.И.Аносов, М.Н. Лебедев, М.И.Лебедева, (стоят):М.А.Аносова, Т.И.Сакулина. Дружеский шарж А.Н. Сакулина на Л.И. Аносова.