70-летний путь вязниковского автобуса
В историческом календаре каждого города немало дат, о которых помнят разве что дотошные краеведы. Не так давно подобный негромкий юбилей случился в Вязниках: 70 лет назад в городе появилось привычное сегодня транспортное средство, а в то время настоящее чудо цивилизации – автобус.
Об этом событии землякам напомнил краевед Донат Обидин, которому довелось быть пассажиром первого рейса. Дело было в 1936 году, когда в районе Вязников проходили маневры Красной Армии с участием самого Климента Ворошилова. По случаю такого «праздника» горожане заранее обратились с челобитной в Москву, и их просьба пустить автобус хотя бы на внутреннем маршруте Центр–Ярцево была удовлетворена. Желающих первыми прокатиться на технической новинке было хоть отбавляй. Маленький Донат попал в число счастливчиков благодаря своему отцу, Андрею Ивановичу – фотокорреспонденту, чьи снимки печатались не только в местной газете, но и в таких центральных изданиях, как «Известия». Вот и на этот раз ему было дано задание — запечатлеть рейс первого автобуса.
К сожалению, вязниковские дороги всегда были таковы, что могли угробить любую доверившуюся им технику. У Обидина на памяти цитата Константина Ушинского, ещё 150 лет назад оставившего о здешних местах весьма противоречивый отзыв: «Красивейший город Вязники со сквернейшими дорогами в нём»… Вот и «маневренный» автобус не вынес свалившихся на него испытаний колдобинами и приказал долго жить, а для того, чтобы реанимировать его, не было ни запчастей, ни специалистов. Пришедший незадолго до войны ему на смену собрат стал перевозить пассажиров по маршруту Центр-ж\д вокзал. Да вот беда -занять вожделенное место в салоне было настолько трудно, что народу приходилось наперевес с вещами двигаться по направлению к вокзалу и обратно пешим ходом. Даже более короткая дорога через так называемый Чёртов мост занимала не один час. К тому же, в овраге путников подстерегали лихие люди, падкие на чужое добро.
В более поздние, так называемые времена застоя, а затем и «горбачёвские», вязниковские автобусы, хотя и стали ходить почаще, всё равно не могли удовлетворить потребностей в них пассажиров. Техника часто ломалась из-за по-прежнему плохих дорог. Чтобы не опоздать на поезд, выходить из дома нужно было как минимум за полтора часа. Поймать такси было достаточно нереально: их числилось всего два на весь город.
К продолжавшемуся в течение десятилетий штурму автобусов вязниковцы привыкли настолько, что, казалось, так будет всегда. Но неожиданно не самые лучшие для нашей страны 90-е годы преподнесли горожанам сюрприз. Рынок автоперевозок был отдан на откуп частникам, и вот тут-то ситуация кардинально изменилась. На городские маршруты вышло столько автобусов, что не грех было и пропустить чем-то не приглянувшуюся машину, чтобы проехаться в более комфортных условиях. «Катафалки» не выдержали конкуренции и уступили место вполне приличным «пазикам». Вязниковский опыт впору было передавать другим городам. Но нет предела совершенству: когда один из предпринимателей закупил несколько трёхдверных шведских автобусов с велюровыми сиденьями и пустил их по самому популярному маршруту, ездить стало ещё удобнее. На этот маршрут стали продаваться проездные билеты, на нём работали штатные контролёры.
И вот, надо же такому случиться, именно в юбилейный год вязниковского автобуса в пассажирских перевозках произошёл сбой. В бизнесе всякое бывает: владелец лучшего автопарка не рассчитал своих сил, и его автобусы были арестованы «Сбербанком». В оставшихся на линии «пазиках» («ГАЗели» не в счёт) вновь началась давно забытая давка, полетели пуговицы, а в администрацию посыпались жалобы. В поисках лучшего решения три бывших маршрута объединили в один, определили чёткий график движения, но лучше не стало. Без больших автобусов даже в маленьком городе, как оказалось, не обойтись.
В последние дни, правда, появилась надежда, что всё вернётся на круги своя. Одному из частников администрацией района дано добро на приобретение четырёх новых «ЛиАЗов». Четыре автобуса выкуплено властями у упомянутого выше предпринимателя, не потянувшего воз, и передано в аренду АТП. Так что есть надежда, что и на восьмом десятке вязниковского автобуса, как и на седьмом, пассажиры смогут позволить себе роскошь зайти в салон, не работая локтями и не рвя колготки. И тогда останется только пожелать, чтобы в стремлении забрать пассажиров перед носом у конкурента водители не устраивали бы гонки на дороге, не зажимали бы людей в дверях и не провозили мимо нужных им остановок. Мечтать о хороших дорогах, как и во времена Ушинского, увы, не приходится.
Светлана ЛИФАНОВА.
Фото автора.