//   Погода:
Новости

«Космос — юности, юность — космосу»

Увеличить картинкуУвеличить картинкуУвеличить картинкуОколо пятнадцати лет назад впервые в истории мировой космонавтики был реализован молодежный эксперимент в открытом космосе — «Школьный спутник-Ракета К.Э.Циолковского». Запуск мемориального школьного спутника был приурочен к 90-летию издания в 1903 году известной работы К.Э.Циолковского «Освоение мировых пространств реактивными приборами», положившей начало космической эпопеи человечества. Дуплет школьного спутника, после доставки на Землю, передан на вечное хранение в Государственный музей истории космонавтики имени К.Э.Циолковского в городе Калуга, а участники этой молодежной программы награждены дипломами ФАИ с указанием об этом первом в мире достижении школьников России. В 1997 году реализован юбилейный российско-французский школьный космический проект «Спутник — 40 лет космической эры».В течение месяца радиолюбители всего мира могли принимать прославленное «БИП-БИП», а молодежь многих городов России и стран, участвующие в разной степени в отдельных работах, радовались и гордились причастностью к этому проекту. Молодежные достижения осуществлялись при поддержке их наставников и руководителей из Федерации космонавтики России и РКК «Энергия» им. С.П.Королева и широко освещались в средствах массовой информации, особенно после приветствия его участников Президентов России и Франции. В приветствии Президента России Б.Н. Ельцина отмечалось: «Считаю, что это не только увлекательное, но и перспективное направление в области образования молодежи. Оно сможет привлечь многих талантливых ребят к научно-технической деятельности и даст возможность вырастить высококвалифицированных специалистов. Это начинание России и Франции является примером для молодежи других стран…» Последнее утверждение, стало пророческим.
Достижения молодежи России вызвало интерес у молодежи других стран, которая активно и настойчиво предлагала продолжить международное сотрудничество в области космической науки и техники. В 1999 году была начата работа по созданию научно-образовательной программы «Космос-юности, юность-космосу», руководитель д.т.н. Г.М.Тамкович (Институт космических исследований Российской Академии Наук), с разработкой активного научно-образовательного школьного спутника, с дальнейшим выведением его в космос и управление им. Руководство этими работами осуществлялось группой высококвалифицированных специалистов, которыми укомплектован творческий коллектив ученых, конструкторов и испытателей ряда ведущих ракетно-космических предприятий и организаций приступивших на первом к разработке концепции программы и формированию основных тактико-технических требований к сверхмалому космическому аппарату, ставшему в будущих разработках базовой конструкцией. Школьный научно-исследовательский спутник следует понимать как спутник, используемый в период управления им на орбите, в основном, школьниками и студентами начальных курсов ВУЗов, но разработанный, сконструированный и испытанный профессионалами, при активном участии этой группы лиц. Школьники и студенты начальных курсов на первом этапе под руководством опытных наставников-инструкторов, а в последующем — самостоятельно работают на средствах приемного или приемно-передающего пункта управления. Участники работы должны хорошо успевать в учебе, знать английский язык компьютерную технологию в объеме пользователя: это необходимый, но, естественно, недостаточный объем, который в последующем уточняется и совершенствуется.
Реализация первого российско-австралийского проекта программы «Калибри-2000» в 2002 году (Микроспутник-1), послужила отправной точкой разработки перспективных научно-технических задач для целой серии микроспутников (пять проектов). Реализация всех пяти проектов Программы позволит получить бесценный опыт и задел на расширенное развитие исследовательских и учебных проектов с применением самых современных космических технологий. Основной научно-технической задачей проекта Микроспутника-2 «Чибис» является получение мелкомасштабных и крупномасштабных снимков поверхности Земли в интересах изучения географии и использования снимков при решении задач прикладного характера (экология, лесное хозяйство, ландшафтоведение и т.д.). Юные исследователи Вязниковского района, за свои достижения в области аэрокосмического образования, приглашены руководством программы стать официальными участниками проекта микроспутника «Чибис». Базовой организацией в районе, реализующей научно-образовательную программу проектов микроспутников является Центр дополнительного образования для детей, являющийся коллективным членом Федерации космонавтики России и Всероссийского молодежного аэрокосмического общества «Союз». Научным руководителем молодежной космической программы центра является Виктор Александрович Курилов, заместитель председателя научно-образовательной программы «Космос-юности, юность-космосу». Право уже участвовать в проекте микроспутник «Чибис» добились исследователи средних общеобразовательных школ округа № 2 (директор Т.Н.Маркелова), №3 (директор Г.В Стародубова), № 4 (директор Л.Ю.Афонина), № 6 (директор Н.В.Поздеева), № 9 (директор О.Н.Балюк) и «Центр внешкольной работы» п. Мстера (директор В.Е.Прохоров), а заинтересованные в этой работе педагоги и учащиеся, приглашекны к плодотворному и творческому сотрудничеству.
В 2002 году на Четвертой районной научно-практической конференции молодых исследователей, посвященной Международной молодежной космической программе «Космос-юности,юность-космосу», прошедшей под патронатом летчика-космонавта В.Н.Кубасова, приглашение рассмотрено и принято решение участвовать в этом пилотном проекте и приступить к реализации исследовательских и образовательных задач программы микроспутников.
Заседания тематических секций научно-практического симпозиума конференции были в основном посвящены рассмотрению авторских работ юных исследователей, направленных на решение региональных задач с помощью использования космической техники в области экологии родного края, состояния и качественного дальнейшего развития лесных массивов, определению плодородия почв района и пути его дальнейшего повышения, разработки местных горючих ископаемых, имеющих перспективное экономическое значение, а также другие работы, помогающие глобально решать земные задачи. К участию в конференции юных исследователей подготовили их научные руководители и педагоги: Ю.Н.Блохин (средняя школа № 2), С.В.Лебедева, Н.В.Денисова (средняя школа №4), Г.В.Грезина, Т.Н.Малинина(средняя школа №6), Т .Я.Жаркова, Н.А.Батраков, О.Н.Мякишева (средняя школа №9).
Научные и профессиональные требования к участникам пилотного проекта достаточно высоки, и ее организаторы вправе утверждать, что в нем будут участвовать самые лучшие молодые исследователи района и региона, которым предстоит в ближайшем будущем сделать карьеру ученого, инженера, высококвалифицированного специалиста. В настоящее время это право подтвердили активисты аэрокосмического образования района и победители научно-практической конференции этого года
Актуальность проекта, по мнению ее руководителей в следующем: Космос — среда жизненных интересов человечества. Естественный способ внедрения этого понимания в сознание человечества — образование и его первая ступень- школа. Основной базой освоения космоса служит ракетно-космическая техника и чем раньше молодежь «прикоснется» к ней, тем эффективнее будет отдача от космоса. Элементом такого «прикосновения» становится российская с международным участием Программа научно-образовательных микро¬спутников.
Программа научно-образовательных микроспутников основана на опыте проведения фундаментальных космических исследований, имеющемуся у ее участников, работающих, в том числе, в области солнечно-земной физики, и направлена на решение трех объединенных задач: образовательных, научно-исследовательских и технических, включая технологические и конструкторские. Образовательные задачи решаются, исходя из того, что микроспутник — это высокотехнологическое учебное пособие, достаточно дорогое и сложное, в первую очередь из-за применения в нем высоких космических технологий, недоступных для обычной системы среднего школьного образования.
Научно-исследовательские задачи разрабатываются на основе того, что получаемые с микроспутников данные должны: давать школьникам дополнительные знания о современных проблемах фундаментальной физики; быть привлекательными и доступными для понимания школьниками; давать ученым, участвующим в Программе, новые данные об исследуемых процессах. Многолетний опыт космических исследований, в том числе на орбитальной станции «МИР», показывает большую значимость и актуальность длительных наблюдений (мониторинга) физических параметров и процессов в околоземном космическом пространстве, оказывающих (или в перспективе способных оказать) существенное влияние на окружающую среду, т.е. среду обитания человека.
Технические и конструкторские задачи ставятся в первую очередь, исходя из того, что бортовые высокотехнологические приборы и устройства разрабатываются профессиональными организациями, а школьники привлекаются к постановке и разработке образовательных задач.
8 февраля 2007 года юные исследователи космоса Вязниковского района во второй раз участвовали в выездном заседании официальных участников программы и проекта Микроспутника-2 «Чибис» в Центре управления полетами в г. Королеве. Обсуждение текущих и перспективных задач участия в программе микроспутников и проекта микроспутника «Чибис» представители «малой космонавтики» традиционно было проведено с участием «звездного сына» земли Вязниковской летчика-космонавта В.Н. Кубасова, являющегося научным руководителем программ аэрокосмического образования обучающихся Вязниковского района, а также с руководителями программы «Космос-юности, юность-космосу»
В ближайшей перспективе Программой предусматривается развертывание в Центре дополнительного образования для детей или в «Средней общеобразовательной школе № 2» города Вязники Наземного комплекса управления, которые просты по конструкции, базируются на применении стандартных комплектующих, выпускаемых серийно и широко используемых в современной радиолюбительской аппаратуре. Технические и конструкторские задачи проекта школьники района будут решать, в первую очередь, участвуя в работе Школьных наземных комплексов управления. Они непосредственно включатся в процесс разработки алгоритмов и программного обеспечения для бортового сбора данных и управления на орбите, передачи информации на Землю, приема информации на Школьный наземный комплекс управления. Широкое поле для творческой деятельности представляется школьникам по созданию базы данных физических измерений и распространению их по сети Интернет всем участникам проекта и в дальнейшем всем участникам Программы.

В.В.Федоров

Поделиться новостью

Добавить комментарий