Трудовая косточка
Алексей Георгиевич Калигин говорит так: «Меня по фамилии здесь мало кто знает, и то путают: то Кулигин назовут, то Кулагин, а скажешь «Георгич» – то все поймут и укажут, где меня найти». А работает Алексей Георгиевич сейчас слесарем по ремонту транспортных средств в местном отделе внутренних дел. Сам он бывший шофёр, у него многие тысячи километров за плечами, покрутил баранку в своё время, теперь давно уже не ездит, а слесарит в своё удовольствие.
Алексей Георгиевич Калигин родился в 1930 году в деревне Костюнино, Ковровского района в крестьянской семье. Ещё подростком начал работать на лошади: летом – в поле, зимой – в лесу на заготовке дров. В 11 лет был уже звеньевым в колхозе.
Война напоминала о себе потоками машин с беженцами на восток, передвижением наших частей на запад; когда враг к Москве подходил, — гулом моторов немецких бомбардировщиков, летевших бомбить Горьковский автозавод.
А деревня трудилась из последних сил, каждый выживал как мог. На фронт отдавали самое последнее, и если говорить высоким слогом о патриотизме, долге, то в светлый День Победы надо встать и тихо поклониться деревенским труженикам, которые всем миром приближали этот день как могли. А ведь ребятишкам нужно было, кроме того, что работали наравне со взрослыми, ещё и учиться. Писали тогда на чём придется, в основном на полях газет. Алексей Георгиевич вспоминает, как нашёл в лесу целый ящик с пустыми, не склеенными пачками для папирос и принес его в школу. Какое-то время писали на них.
На территории их колхоза находились залежи серой глины, и из неё колхозные умельцы научились лепить глиняную посуду, создали даже целое гончарное производство, и сюда за горшками и мисками приезжали даже из соседних областей. В войну производство закрылось, но глина-то осталась, гончарный круг тоже нашёлся, и Алёша Калигин не только освоил гончарное дело, но его изделия можно было даже продать или обменять на что-то необходимое. Приходилось ему работать и в кузнице помощником кузнеца, лошадей умел подковывать, производить сварку на древесном угле.
После войны он ушёл учиться на тракториста: зиму учился, лето работал на тракторе-колеснике ХТЗ от МТС, плату получал не деньгами, а зерном.
В октябре 1950 года его забрали в армию. Служить попал в артиллерийскую часть Таманской Краснознаменной дивизии, которая стояла в Алабино, под Москвой. Выучился в автошколе при части на шофёра и вскоре стал участником военных парадов на Красной площади: первый раз как помощник шофёра, потом уже как основной водитель.
Ответственность была колоссальная, напряжение нервов – предельное. Перед парадом политработники так «накачивали» личный состав, делая упор на персональной ответственности каждого, что нужно было иметь железные нервы, не иначе. Во время самого парада не больно-то по сторонам посмотришь, ведя машину в четком строю по брусчатке главной площади страны. Но, тем не менее, Алексей Георгиевич видел на трибуне Сталина и все Политбюро.
Всего А.Г.Калигин был участником пяти парадов. За каждый давали 10 суток отпуска, поэтому он, к удивлению односельчан (что, мол, за служба такая?), часто бывал дома. Однако, и доставались эти отпуска нелёгкой ценой – из армии Алексей Георгиевич пришел с припорошенными сединой висками.
Вернулся он, отслужив три года срочной, в родную деревню, и председатель колхоза уговорил демобилизованного воина поработать шофёром на единственной в хозяйстве машине. Алексей Георгиевич согласился. А пришло время, женился на учительнице Маргарите Григорьевне Красновой, преподававшей физику и математику в местной школе. Вскоре молодые супруги перебрались в Вязники, у них родилась дочь Наташа, Алексей Георгиевич работал тогда в военкомате водителем. Как раз в это время началось освоение целины, и сначала супруга, а следом и глава семьи, перебрались Калигины в Семипалатинскую область, где около трёх лет проработали в зерносовхозе Уржанский.
Вернувшись с целины, Алексей Георгиевич стал искать дело помасштабнее. В это время началось строительство дороги Москва-Горький, которую в народе окрестили «пекинкой» или по-другому «бетонкой». А.Г.Калигин устроился в автоколонну, которая вела работы на ковровском участке: от Пенкина до Лихой Пожни. Когда дорога была закончена, Алексей Георгиевич устроился на 8-ю автобазу слесарем-мотористом; был бригадиром, нередко приходилось работать и за механика. Именно здесь проявил он себя как талантливый рационализатор. Многие его рацпредложения тут же применялись на практике, в хозяйстве автобазы.
Потом он перешел работать в «Благоустройство» также слесарем-мотористом, около двадцати лет отдал этому хозяйству, теперь по той же специальности 14-й год трудится в милиции.
С.АПОСТОЛОВ.