Социально ответственная – и не иначе
По-своему удобно, что праздник печатной прессы отмечается в самом начале года: можно итоги подвести, заглянуть вперед.
Коллектив редакции газеты МАЯК встречает День печати с оправданным оптимизмом. По-прежнему у нас самый высокий в области тираж, не обошли нас стороной и творческие удачи. Но как вспомнишь, что за последние пять месяцев цена на газетную бумагу поднялась с 12 до 20 тысяч рублей за тонну…
В Российской Федерации 2350 районных и 2300 городских газет. Их общий тираж составляет 32 млн. экземпляров, разовый значит – более шести тысяч экземпляров. Поверьте, совсем немаленький. Уже стало истиной и то, что не федеральная, а региональная пресса занимает сейчас позитивную информационную нишу. Именно «районки» несут самую необходимую информацию.
В истекшем году одной из ключевых проблем для местных газет была реформа местного самоуправления. Чтобы оценить ее суть, надо знать основные проблемы глубоко. Одна из целей, как выяснилось, это дать местному самоуправлению больше полномочий, а главный итог – чтобы люди стали жить лучше.
На последнем этапе реформы местного самоуправления редакции газет должны стать самостоятельными хозяйствующими субъектами, что грозит предсказуемыми уже сегодня негативными процессами. Министр по делам печати и информации Московской области С. Н. Моисеев так и сказал: «Когда был принят 131-й ФЗ, мы поняли, что если газеты даже и выживут, то перспектив развития не имеют». В целом ряде областей районные газеты вообще планомерно вытесняются с рынка.
К слову, до сих пор звучат предложения продлить действие Закона о местном самоуправлении и даже переписать его, хотя многим, даже недепутатам, известно: часто менять законы – жить без законов.
И второе. Газетам ну никак нельзя терять статус официального партнера власти – наше призвание именно таково.
Одной из черт российских газет, в основном «больших», по-прежнему остается безответственность, какое-то безразличие к написанному, она, эта черта, становится более откровенной, более заметной. Журналисты, работающие в них, будто забыли, что многое, очень многое определяется отношением к делу. Роль прессы – заставлять людей думать, потому не стоит увлекаться «развлекаловкой».
Приведу некрупный в общем-то пример, но он подтверждает мой вывод. Одна из больших газет написала, что планируется перенести мавзолей Григория Котовского в Москву, как минимум на территорию России. Дескать, соответствующее письмо президенту Молдавии уже направлено.
А при чем здесь Молдавия? Мавзолей находится в Одесской области, а это, как известно, Украина… Поверишь ли после этого, что есть такой замысел?
Вдобавок не отстает и телевидение. Кто главные герои его передач? Удачливый (читай – не знающий понятие «стыд») бандит, удачливый (читай – не знающий понятие «совесть») бизнесмен, удачливая (сразу же или к третьей части кинофильма) проститутка. Рабочих – золотые руки, толковых мастеров и начальников цехов, даже старательных чиновников будто бы совсем не существует…
Сегодня в старых центральных и вновь появившихся изданиях доминируют люди, которые не видят разницы между издательским бизнесом и журналистикой. Первое – это зарабатывание денег, второе, журналистика – служение. Служение людям, потому что во все времена одной из главных задач редакционных коллективов было – жить интересами общества. Поддерживать людские надежды, а не разрушать все подряд, бороться за благополучие района, области, страны в конце концов. Потому – в частности и потому – «Маяк» газета спокойная, не «острая», тем более – не злая.
Многие газеты бросились писать о негативном в нашей жизни, причем рассуждают об этом с издевательской интонацией, отстраненно, будто живут в какой-то другой стране. Журналисты районных газет такой «роскоши» позволить не могут: нам в любой день могут посмотреть в глаза…
Осмелюсь сослаться на собственный опыт. Ваш покорный слуга 42 года на штатной журналистской работе и видел газеты разными – и «органом», и «рупором», и «приводным ремнем». Но всегда газеты, точнее их редакционные коллективы, должны были быть социально ответственными. Уж у кого как получалось быть таковыми – другой вопрос.
Я думаю, у нас есть шансы, чтобы выздоровело общество, чтобы выздоровела журналистика. Давайте будем делать все для этого, и в конце-концов читатели нас поймут.
Н. СОЛОВЬЕВ, редактор газеты, Заслуженный работник культуры России.