Рождественское обращение Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия
Дорогие отцы, братия и сестры!
Всё, что свыше, что Божие — всегда премудро, ново и вечно-прекрасно. Так мы должны сказать сегодня о величайшем и всемирном чуде истории, выше коего ничего нет на этом свете — Рождестве Христовом, славно и твёрдо положившем собою начало в нём исключительной эры, прямо благодатной, чаемой всем человечеством и всяким даже дыханием с самых ранних веков. Ещё пророки в древности явственно говорили о нём как божественном акте спасения всего мира. «Днесь Владыка рождается, — яко Младенец от Матери Девы». Какой здесь прямой и живой смысл для нас, мятущихся в вихре житейской суеты? Есть ли значение этого высокого праздника в наше претрудное время, когда народ теряет курс жизни, не видит преимущества святой веры, не знает цены добра как вечной силы?
Событие Рождества Господа нашего, перерастая все границы земной стороны, несомненно, относится к жизни Вселенной, её духовно-разумной части, призванной к развитию, нравственному росту доброму плодоношению, к тому что не умирает и не тлеет, но живёт вечно. «Да будете совершении и всецели, ни в чем же лишени», — учит апостол Иаков. (Иак. 1,4). Не смерть нас ждёт, хотя и стоим перед ней, но сущая жизнь здесь — и там, в будущем, на что мы и родились. Человек волен в том и в другом. Но кто же из разумных может одобрить смерть? Рождество Христово проливает
нам как раз «Свет разума», то есть — что жизнь есть Божий дар, что надо беречь её как высшую ценность и множить её силы, таланты, дабы постигать её как свет, как красоту и блаженство. Насколько добрая жизнь нас возвышает и освящает, настолько греховность, как отступление от веры, принижает и чернит нашу душу, безжалостно ведёт к смерти, и смерти вечной, то есть к лишению всего, что составляет саму жизнь как радость бытия. Нас может спасти и осчастливить только добро — и добро христианское как высшее и божественное. Это искреннее и прилежное исполнение Закона Божиего, Закона любви и милосердия, претворяющего человека в иное, неземное, существо, в чём всё и чудо нашей веры.
Бог создал нас, и Он же творит спасение наше, видя немощь, слепую приверженность к тленным вещам земли. Его дивное и таинственное воплощение как никогда ярко говорит о Его изумительном Отеческом попечении о нас, Своих созданиях, — видеть нас лучшими, чем есть, совершенными, как ангелы, и блаженными в Его Царстве славы. Он никогда не порывал Своей божественной и вечной любви к нам, и даже тогда, когда мы были не достойны Её.
Жизнь не игра, а только подвиг, с которым она получает совсем иное звучание. Мы сознательно должны отвернуться от того, что нас ранит и мертвит, прилепиться к добру, к любви, милосердию, что и сделает нас другими, Божиими. «Все те, которые текут путем Божиим»,
— говорит святой Симеон Новый Богослов, — не будут отогнаны от дверей Царства Божия, и двери сии не будут затворены пред ними по беспредельной милости Божией».
Жизнь наша как полнота бытия по сути не здесь, а там, в будущем Царстве Небесном, где нет разрушения, чем отягощено наше земное время. Здесь учимся жизни, учимся, как говорят, на ошибках, а там само вкушение плодов её, во что надо твёрдо верить. С таким духовным устремлением пропадает понятие тяжести, невыносимости жизни, как помышляют некоторые, так как Сам Бог заступает, как учат святые Отцы Церкви, нашим Помощником и Покровителем на этом пути спасения. Самый бесстрашный человек на земле — христианин, живущий с Богом, терпя с Ним все невзгоды и скорби жизни с верой в их пользу для души. Страшным может быть только одно, близкое к аду, — потеря живой веры в Того, Кто есть всё. Отрадно, что вера сегодня растёт. Церковь всё глубже входит в сознание и нравы людей. Вифлеемская звезда не сходит с небес. Её вечный свет захватывает души. Больше и краше обещанного нам Царства Небесного не найти. Это и есть верх всему.
Сердечно поздравляем вас, дорогие отцы, братья и сестры, с праздником Рождества Христова — вечным знамением Божией любви к нам, а также с Новым 2007 годом третьего тысячелетия, с самыми светлыми пожеланиями обильной радости и утешения во всём, что
делаем с верой, с упованием, с братской любовью не только близким, но и дальним, ибо, -любовь, — сказано, — от Бога есть» (1 Ин..4,7).
Аминь.
Божией милостию смиренный
Евлогий, архиепископ Владимирский и Суздальский.
Рождество Христово 2006-2007 г.Владимир.
С Рождеством Христовым!