А родная мать не приехала даже на день рождения
Демидовы живут в многоквартирном доме в деревне Октябрьская. С виду это самая обычная семья: мама и две дочки. Вот только появилась она всего два года назад и носит статус приёмной.
В доме у Зои Николаевны – тепло и уютно, всё на своих местах. «Девочки воспитанные, опрятные, убираются в квартире по очереди, моют посуду, — с удовлетворением отмечает хозяйка. – И не скажешь, что вышли из неблагополучной семьи».
Мать 12-летней Веры и её младшей сестры Кати (в декабре ей исполнится 10) – уроженка Вязников. Пока был жив отец девочек, вся семья проживала в Вологодской области. После смерти главы семьи в 2003 году переехали на родину матери. В Вязниках Любовь Ананьина начала быстро деградировать. На работу устраиваться не желала, пристрастилась к спиртному и была признана хроническим алкоголиком 2 степени. Далеко не раз привлекалась к административной ответственности. Обзавелась сожителем – ранее судимым гражданином, состоящим на учёте в противотуберкулёзном диспансере. Причём, привязанность к этому мужчине полностью затмила все остатки материнских чувств. Дошло до того, что пенсия, назначенная девочкам по случаю потери кормильца, стала уходить на возлюбленного, который, как и она, не желал «гнуть спину». Женщина, оказывается, его жалела!.. Девочки же, в свою очередь, проживали в условиях, совершенно не подходящих ни для быта, ни для учёбы. Зато мать с сожителем заняла комнату, в которой специально сделала ремонт.
В августе 2004 года семья Ананьиных была поставлена на учёт в Центр социальной помощи семье и детям – как находящаяся в социально опасном положении. Однако профилактические меры ничего не дали. Женщина обещала устроиться на работу, оформить пособие на детей – на деле всё оказалось пустословием. К 1 сентября дети не были подготовлены к школе. В то время, когда во всей стране нарядно одетые ребятишки спешили сесть за парты, Катя и Вера оставались дома. Их матери, видно, и в голову не пришло, что 1 сентября – особый день. В итоге 3 сентября девочки были помещены в приют «Росинка». А вскоре они были переданы в семейно-воспитательную группу в деревне Октябрьская.
Зоя Николаевна Демидова далеко не сразу приняла решение взять к себе детей. В Вязниковский район она приехала из Башкирии 30 лет назад – по набору будущих ткачих для льнопрядильной фабрики «Октябрьская». Вышла замуж, родила двоих сыновей: старшего – в 1979, младшего – в 1986. Муж умер, дети разъехались: один устроился в Дзержинске, второй – в Вязниках, у обоих уже свои семьи. В самом конце 90-х пришла в упадок фабрика, пару лет Демидова проработала уборщицей, а потом стала предпринимателем. Ездит за товаром в Москву, продаёт его в окрестных деревнях. Доход определённый есть, вот только после женитьбы младшего сына в доме поселилось одиночество. Следуя примеру других односельчан, решилась попробовать взять детей – не столько ради дополнительной работы, сколько из милосердия. Когда приехала в приют, ей показали девочек Ананьиных. С ними она вернулась домой и здесь увидела у них на ногах мокнущие болячки…
На новом месте девчонки освоились довольно быстро. Почти сразу Катя стала называть Зою Николаевну мамой, следом за ней и Вера. Прежнюю жизнь, родную мать сегодня они вспоминают как страшный сон. Та не приехала даже тогда, когда у одной из сестёр был день рождения, и родительницу ждали. А ровно через год после того, как девочки стали жить в Октябрьской, Любовь Ананьина была лишена родительских прав – за злостное уклонение от выполнения своих материнских обязанностей по содержанию и воспитанию детей; за то, что не заботилась об их развитии. Решение было вынесено заочно – нерадивая мать снова предпочла остаться дома. А в октябре 2005 года в Октябрьской появилась новая приёмная семья, выросшая из семейно-воспитательной группы.
Зоя Николаевна девочек окрестила. Очень радуется их успехам в школе и увлечениям: обе нашли себя в танцевальном кружке, Катя к тому же и хорошо поёт. На видном месте в доме – их рисунки и поделки. А ещё – открытка вот с такими словами: «Мама, я тебя очень люблю, я тебя никогда не брошу». Ну, что тут можно ещё добавить к этой почти что рождественской истории?..
Светлана ЛИФАНОВА.
Фото автора.