Во имя хороших дорог
Михаил Федорович Климов родился в Вязниках. Закончил Владимирский политехнический институт по специальности «инженер-строитель автомобильных дорог». Служил в армии, где был награжден медалью. В ДРСУ работает двадцать лет, с 1989 года по воле коллектива стал его начальником. Несмотря на занятость успевает выполнять общественную нагрузку на посту заместителя председателя районного Совета народных депутатов. Имеет высшее ведомственное отличие – «Почетный дорожник России 1-ой степени».
Вязниковское дорожно-ремонтно-строительное управление, ставшее в 2004 году филиалом ГУП ДСУ-3, возглавляет Михаил Федорович Климов. Всю свою трудовую жизнь он занимается строительством, ремонтом и содержанием автомобильных дорог.
Благодаря стараниям начальника и работников ДРСУ дорожная сеть Вязниковского района находится в приличном состоянии. В организации работает 80 человек, а обслуживают они и отвечают за сохранность межмуниципальных и муниципальных дорог общей протяженностью 271 километр. С начала текущего года выполнено дорожных работ на 35 млн. рублей, за последние годы их объем увеличился в три раза. Основными заказчиками являются управление автомобильных дорог и администрация района. В этом году дорожники работали и на дорогах внутри населенных пунктов, где было освоено 10 млн. рублей. Большой объем ремонтных работ выполнен в поселке Мстера, в микрорайонах «Текмаш» и Ярцево на дорогах, по которым проходят автобусные маршруты. В городе Вязники почти полностью сделали новую объездную дорогу с асфальтовым покрытием, которая должна соединить микрорайоны Дечинский и «Север», минуя трассу Москва – Н. Новгород. В зиму дорогу не запустили только из-за того, что не хватило средств для оборудования железнодорожного переезда. На следующий год эти работы будут продолжены. Заказы есть, деньги поступают, но не привык начальник ДРСУ «почивать на лаврах», он обеспокоен тем, что, хотя для производства дорожно-строительных работ есть вся необходимая техника, ее изношенность составляет 70 процентов.
— До 1995 года, пока существовал централизованный дорожный фонд, — пояснил Климов, — мы ежегодно приобретали 5-7 единиц новой техники, сейчас 1-2 единицы в год. В прошлом году купили комбинированную дорожную машину, в этом еще одну – и все. Техника стареет не только физически, но и морально.
Изменилась и система финансирования дорожных работ, сегодня средства поступают в основном на эксплуатацию и содержание дорог и не выделяются на новое строительство и реконструкцию.
— Второй год мы не занимаемся капитальным ремонтом дорог, закрепленных за нашей организацией, — сказал Михаил Федорович, — причина одна – нехватка денег. В начале 90-х годов, когда дороги в нашем районе почти полностью разрушились, были выделены средства на их строительство. Все дороги были вновь перекрыты. В те годы дорожники делали по 45 километров нового покрытия ежегодно. Три года назад мы еще капитально ремонтировали 2-3 километра, а последнее время – ничего. А без вложений в капитальный ремонт – дороги будут разваливаться. Пока мы еще держимся на том, что сделали 10-15 лет назад, но на фоне резкого увеличения количества автомашин, в том числе большегрузных, будут разрушаться покрытия дорог, слабеть их основание. А мы знаем, что без хороших дорог деревни и поселки «умирают», молодежь покидает свои родные дома, как правило, только один раз – навсегда…
Привел М. Ф. Климов такой пример. В нашем районе есть деревня Брагино, расположенная в живописном месте, на крутом берегу Клязьмы. До нее была проложена асфальтированная дорога, которую не успели перекрыть, и она сама собой разрушилась. Перевели ее в щебеночную, а сейчас дороги практически нет, да и в деревне остались одни «дачники».
Грустно, но ведь любые реформы экономические, политические или социальные движутся по дорогам. Если их нет, они «буксуют». И здесь одного энтузиазма и старания коллектива ДРСУ мало, нужны финансовые вливания. И как не согласиться с мнением начальника Вязниковского ДРСУ Михаила Климова:
— Мы сейчас не столько во вчерашний день должны смотреть, сколько в завтрашний. За счет одних бюджетных поступлений нам не выйти из этого тупикового положения. Надо создавать дорожный фонд, нужна государственная поддержка. Строить дороги сегодня дорого, но необходимо. Хорошо было бы, если бы это все поняли.
Действительно, хорошо было бы! А пока для дорожников наступил самый сложный период – зимний. Вся техника отремонтирована, каждый день выезжает с базы, но часто что-то ломается, приходится варить, менять запчасти. Хорошо, что на предприятии есть теплые гаражи для стоянки и ремонта автодорожной техники. Организовано круглосуточное дежурство. Если пойдет снег, людей поднимают ночью, чтобы к моменту движения автобусов, дороги были расчищены, а в гололед посыпаны песчано-соляной смесью. За год 6-7 тыс. куб. м смеси высыпается на районных дорогах.
— К сожалению, не все дороги содержим в том состоянии, в котором их хотели бы видеть водители, — посетовал М. Ф. Климов. – Отстаем от ГОСТов и СНиПов по одной причине – нет денег, поэтому управление автомобильных дорог и местная администрация регулируют, какие дороги нужно чистить в первую очередь. Случается, что некоторые деревни бывают отрезаны по 2-3 дня из-за снежных заносов, но все-таки стараемся сделать все возможное, чтобы жители не страдали.
Коллектив Вязниковского ДРСУ – стабильный, текучести кадров нет. Стаж большинства работающих не по одному десятку лет. Один из старейших работников водитель А. Н. Комаров работает на предприятии с 1974 года. А. Е. Герасимов на своем автогрейдере так может уложить асфальт, что и асфальтоукладчик не нужен. Отлично трудятся машинисты автокрана А. Н. Клячин, асфальтоукладчика А. Н. Долков, а зимой он пересаживается на трактор. В этом коллективе развита взаимозаменяемость, совмещение профессий. Оператор асфальто-бетонного завода Николай Каменев по совместительству – электрик. Как сказал, начальник ДРСУ М. Ф. Климов, выделить кого-то из рабочих и специалистов трудно, все трудятся добросовестно, с полной отдачей во имя хороших дорог.
[B]Н. ЯРЦЕВА. Фото автора.[B]