Смерть под винтом мотора
Трагическая и одновременно поучительная история произошла этим летом в Вязниках. Минута слабости порой приводит человека к желанию свести счёты с жизнью. Последствия такого решения могут оказаться поистине непредсказуемыми.
Утро 27 июня для охранника порта Вязники началось с кошмара. Как обычно, мужчина собрался пройтись по берегу Клязьмы в поисках пустых бутылок, которые служили ему стройматериалом для теплицы. Но о дармовой таре быстро пришлось забыть, когда в поле его зрения попали находки совсем другого рода. Между портом и спасательной станцией, на территории так называемого «дикого» пляжа, были разбросаны фрагменты человеческого тела. О страшных находках охранник незамедлительно сообщил в ОВД. Выехавшая на место оперативная группа зафиксировала факт обнаружения следующих фрагментов: кожно-мышечного лоскута головы, который охватывал нос, половину губы и ушную раковину; кисть левой руки; фрагмента тела от пояса до колен («тушки»), а также всевозможных рубленых частей из области грудной клетки. Страшный список получил продолжение 28 июня, когда от сторожа порта поступила новая информация: спустя сутки на берег были выброшены нога, кисть правой руки и отдельные кожно-мышечные лоскуты уже правой ушной раковины.
В этот же день в ОВД обратилась Ольга Патрикеева с заявлением принять меры к розыску её брата, 19-летнего Игоря Степанова, который ушёл из дома 24 июня и по настоящее время не вернулся. По факту пропажи человека инспектором уголовного розыска Ольгой Осокиной было заведено оперативное дело. Тем временем ещё после обнаружения первых фрагментов тела неизвестного Вязниковская прокуратура обратилась за помощью в областное УВД. Эксперт-криминалист Орлов в помещении морга снял с кистей рук образовавшуюся на них «перчатку смерти» (отделившийся слой эпидермиса) и благодаря специальной методике, которой его обучили питерские коллеги, получил отпечатки пальцев. Поскольку уже было известно, что фрагменты тела принадлежат молодому человеку, стала отрабатываться версия пропавшего Степанова. Оперативно-следственная группа отправилась в квартиру, где проживал Игорь. Здесь были взяты отпечатки пальцев с предметов, которыми часто пользовался Степанов – с акустической системы, аудио- и DVD-дисков и коробок из-под них. И вот первый серьёзный результат: после кропотливой работы вязниковские эксперты вместе с Орловым объявили о том, что отпечатки пальцев с имеющейся в наличии одной кисти совпадают с «домашними». А когда 28-го июня была обнаружена вторая кисть, совпали уже отпечатки четырёх пальцев. Эксперты сделали заявление: со 100-процентной уверенностью можно сказать, что обнаруженные фрагменты тела принадлежат Игорю Степанову. Этот факт был подтверждён результатами экспертизы по ушной раковине. Для этого был использован снимок Игоря, сделанный одним из его друзей на сотовый телефон, где ушная раковина была в хорошем обзоре. Вместе с фотографиями, предоставленными родственниками Степанова, снимок был отослан во Владимир, и ответ экспертов гласил, что с большой вероятностью ушная раковина на предоставленных фотографиях идентична той, что является частью кожно-мышечного лоскута. Что же касается опознания родственниками, то приглашённые в морг 28 июня брат Игоря Олег и муж его сестры не смогли по предоставленным им фрагментам, в том числе кожно-мышечному лоскуту головы, точно утверждать их принадлежность. Но и не отрицали такой возможности.
Важную информацию для восстановления картины происшедшей трагедии сообщили друзья Игоря. 24 июня он, действительно, отправился праздновать День молодёжи, который в субботу отмечался в городе. В половине третьего ночи встретился со своей знакомой, и между ними состоялся примечательный разговор. Молодой человек пожаловался, что у него не сложились отношения с его подружкой, вследствие чего он имеет намерение утопиться из-за этой, по его словам, шалавы. Как сообщила свидетельница, Степанов был настроен серьёзно – причём, находился в состоянии сильного алкогольного опьянения. Менее чем через полчаса после встречи с ним девушка на всякий случай отправилась к порту. У кустов возле «дикого» пляжа она обнаружила его аккуратно сложенную одежду. Побродив полчаса по берегу, вернулась на прежнее место: джинсы и ботинки лежали там же. На обратном пути девушка позвонила его сестре Ольге и сообщила о его намерении утопиться. Та также отправилась на его поиски. На часах был пятый час утра, но в столь раннее время суток «дикий» пляж не пустовал: компании молодых людей распивали здесь спиртное. Ольга побоялась подойти, чтобы задать свой вопрос об Игоре. В итоге её поиски не увенчались успехом. А одежда брата исчезла: по-видимому, была украдена, потому что была практически новой.
Поскольку с самого начала характер повреждений на фрагментах тела говорил в пользу того, что убийства, связанного с расчленением, не было, а, скорее всего, человек (или уже труп) попал под винт мотора транспортного судна, прокуратурой было взято объяснение со сменного капитана Торгашова, работающего в этой должности в порту Вязники на теплоходе «Гороховец» с 1987 года. И догадка была подтверждена. По словам капитана, 24 и 25 июня теплоход был причален к берегу, а вот 26-го, около 12 часов, приступил к выполнению устного задания главного инженера порта о перестановке плавучего крана другим бортом к пирсу. После начала движения на подходе к пирсу теплоход затрясло, и Торгашов включил винт на обратный ход для продувки. Через две минуты, когда винт снова был включён на ход, трясти теплоход перестало, и маневровые работы были продолжены. Как пояснил капитан, под днищем теплохода имеется турбина, в ней – винт, а сзади него – колесо для спрямления водяной струи. На фоне турбины должна крепиться решётка (вертикальные отрезки арматуры с расстоянием между ними 30-40 см) – чтобы в винт не попадали крупные твёрдые предметы и в результате не заглох бы двигатель. Но, по словам Торгашова, эта решётка отсутствовала на теплоходе с момента начала его эксплуатации. Её отсутствие облегчает дальнейшее движение теплохода при попадании в турбину каких-либо предметов – поскольку, имеется возможность продуть турбину, включая винт вперёд-назад. В практике капитана был случай, когда в турбину попало бревно, двигатель заглох, и бревно пришлось распиливать, чтобы вытащить его. По сравнению с тем фактом, 26 июня теплоход трясло менее сильно, и было достаточно совершить одну продувку, чтобы продолжить движение. Какой именно предмет попал в турбину, Торгашов по ходу не видел, но допускает, что это мог быть утопленник (такие случаи «улова» у него тоже были), и продувка привела к его расчленению. Слова капитана о том, что у теплохода имеется достаточно мощный винт, способный перерубить человеческое тело, подтвердили предоставленные в прокуратуру схемы теплохода.
В итоге уголовное дело по данному факту прокуратурой возбуждено не было: признаков совершения преступления не усмотрено. Всё говорит в пользу того, что Игорь Степанов сам пошёл на смерть из-за не сложившихся отношений с девушкой. По словам всех, кто его знал, он был спокойным и общительным человеком и даже в состоянии алкогольного опьянения не провоцировал конфликтных ситуаций. Можно сказать, любил жизнь и мыслей об уходе из неё никогда не высказывал. Почему он изменил своим принципам и сделал непоправимое той короткой июньской ночью, — мы уже никогда не узнаем.
Светлана ЛИФАНОВА.
Автор благодарит за предоставленные материалы старшего следователя Вязниковской прокуратуры Михаила Щадрина.