Забыть прошлое – значит повторить его
Канул в прошлое горький для России XX век, в котором она испытала и перенесла не одну трагедию: октябрьский переворот 17-го года, гражданская война, расколовшая страну на два противоположных враждующих лагеря. Все это и последовавшие за этим массовые репрессии государства против своего народа, Великая Отечественная война унесли жизни более 70 миллионов россиян. Таковы итоги, такова цена большевистского социалистического эксперимента над россиянами.
Трагический период отечественной истории, связанный с политическими репрессиями, долго замалчивался. В середине 50-х годов, в период «потепления» общественной жизни, была попытка осудить культ личности Сталина и его последствия. Но этим был только обозначен факт политических репрессий без анализа его глубоких причин, масштаба обрушившегося на людей террора.
Демократизация политической системы и общества позволила снять завесу тайны в архивах. В результате массовой реабилитации открылась горькая картина произвола и беззакония. Поражало, что под кровавое репрессивное колесо угодили массы людей, далеких от вершин власти, живших заботами обычного рядового человека, прежде всего необходимостью кормить семью. Их брали по 58-й статье. За что? За анекдот, за неосторожные слова о Сталине, по доносу соседа, позарившегося на комнату в коммуналке. Тем самым был развенчан один из многих мифов в общественном сознании, что в 30-е годы XX века пострадала только верхушка советского социума, что накануне грядущей войны уничтожалась «пятая колонна фашизма».
Очень горько, но приходится признать, что вспашка кровавым плугом репрессий была очень глубока и затронула глубинные слои народа, повредив жизненные силы следующих поколений.
В 2001 году в области выпущено историко-мемориальное издание «БОЛЬ И ПАМЯТЬ», своеобразный печатный памятник трагическому периоду отечественной истории, жертвам существовавшей в недавнем прошлом политической системы. Страницы книги наполнены болью за тех, кто в результате царившего беззакония и судебного произвола погиб, был отправлен в концлагеря, выслан в северные и восточные районы, лишен всех прав и имущества, раскулачен и изгнан с родной земли вместе с семьей. Горькие листы книги раскрывают правду о трагических страницах нашего недавнего прошлого, служат прозрению и предостерегают: такое не должно повториться.
К сожалению, приходится констатировать, что современное российское общество характеризует короткая историческая память и неумение сострадать безвинно пострадавшим. В этих условиях становятся возможными споры о количестве погибших и пострадавших от государственного террора, манипуляции цифрами, словно общество не способно, сделав нравственное усилие, признать то, что было – было, преступления – преступлениями, подвиг мученичества – подвигом, призвать к необходимости покаяния. В этих вопросах только Русская православная церковь оказалась на высоте.
Как можно понять и объяснить то, что государство, признавшее в 1991 году политические репрессии незаконными, осудившее многолетний террор, заявившее о своем неуклонном стремлении добиваться гарантий обеспечения законности и прав человека, взявшее на себя обязательство о компенсации причиненного им морального ущерба, в нарушение собственной Конституции, спустя десяток с небольшим лет, отказывается от них, переложив свою ответственность на плечи регионов. Сегодня, как никогда, важно понятливое отношение к своей истории, общества в целом, особенно для молодежи, для которой те страшные события столь же далеки, как война 1812 года.
Наш долг — хранить память о погибших, помнить о происшедшем, возвращать из небытия честные имена. Мы должны помнить: время уходит, и не все еще сделано, чтобы предостеречь новые поколения от повторения прошлого, от забвения! Забыть прошлое — значит повторить его.
30 октября — День Памяти жертв политических репрессий. С каждым годом все меньше и меньше приходит нас, чтобы собравшись вместе почтить память безвинно погибших. На память приходят слова Г.Смирновой:
«Год пролетел,
и мы еще живые.
Я очень рада
снова встретить вас.
Но многие до встречи
не дожили,
Земля им пухом и поклон от нас».
Ю.ВАСИЩЕВ, председатель Владимирской областной Ассоциации жертв политических репрессий.