В Вязниках удачно нашли формы взаимодействия школы с семьей
«Учитель — главный человек в школе»
Основная тенденция современного образования — создание единого образовательного пространства. О том, как это реализуется во Владимирской области, рассказывает директор областного департамента образования Михаил Корешков
Сегодня наш регион в рамках основных направлений федеральной политики в области образования осуществляет свою региональную политику, выстраивая систему взаимодействия между образовательными учреждениями. И в ходе реализации концепции образования особенно важны три тенденции.
Школа, которую любят дети
Нам нужно воспитывающее образование. Ведь у нас богатейшее культурное наследие, которое необходимо сохранить. Принята программа «Владимирская область — колыбель России», в рамках которой мы сегодня пытаемся структурировать единое воспитательно-образовательное пространство.
Я очень благодарен Законодательному собранию Владимирской области, которое год назад приняло закон о региональном компоненте содержания образования. Перед департаментом образования была поставлена задача разработать комплект учебно-наглядных пособий для школ области. Уже написаны тексты таких пособий, сейчас они проходят серьезную экспертизу. И одно учебно-наглядное пособие по истории культуры нашего края для начальной школы готово, мы изыскиваем средства для его публикации.
Воспитывать должна вся школьная система. У нас появляются школы, которые в рамках гуманитарной педагогики создают уникальные педагогические системы, воспитывающие детей. Главный критерий там — любовь ребенка к своей школе, его желание идти туда и жить школьной жизнью. Это не обязательно должна быть огромная, богатая школа. Вот, например, Бутырлинская школа Вязниковского района несколько лет назад выиграла конкурс «Самая красивая школа РФ». Она небогатая, но вся утопает в цветах — это сказка, а не школа.
В Кольчугино действует уникальная программа по созданию воспитательной среды в малом городе. В Вязниках очень удачно нашли формы взаимодействия школы с семьей. Из 550 школ Владимирской области около 200 сегодня являются воспитательными системами. Мы считаем, что это первая наша победа.
Еще одна составляющая воспитания — это школьные музеи. В области сейчас более 70 школьных музеев получили государственный сертификат, а всего музеев около 90.
Образование, доступное для всех
Второй важный момент — создание областных образовательных учреждений. Сегодня таких межтерриториальных учреждений около сотни. Среди них, например, знаменитый кадетский корпус в Радужном, единственный в России, который возглавляет генерал.
Есть лицейские классы при колледжах, куда могут поступать ребята из сельских школ. В областных колледжах детям предоставляются места в общежитии, одновременно со средним образованием они получают еще и среднеспециальное.
В итоге мы создаем непрерывную линию образования. Ребята, закончив колледж, могут получать высшее образование сразу со второго-третьего курса. Эта модель у нас очень хорошо отработана с педуниверситетом. Ребят зачисляют на бюджетные места. Конечно, в каждом вузе есть свои особенности, но мы думаем, что в дальнейшем эта система будет расширяться.
ЕГЭ — объективная оценка
Третье, что очень важно для создания единого воспитательно-образовательного пространства региона, — общие правила игры. Особое значение здесь имеет единый государственный экзамен. Это инструмент для максимально объективной оценки качества знаний. По результатам сразу видна ситуация и в области в целом, и по территориям. К примеру, по математике мы получили результаты ниже, чем ожидали. И сразу поставлена задача — поднять уровень математических знаний во Владимирской области.
Самое главное в школе — это учителя. Низкий поклон учителям, которые при всех проблемах и новомодных течениях все же дают реальные и конкретные знания. Радует, что в школы приходит талантливая молодежь. Личность учителя — то, без чего школа существовать не сможет, и обеспечить педагогам достойную жизнь — это основная задача.
ДЕКТЯРЕВА Анна