…И приобретешь право собственности
Упрощенный порядок оформления прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества. Что это такое?
1 сентября 2006 года вступил в силу Федеральный закон от 30.06.2006 года № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», прозванный в народе «дачной амнистией».
Вместе с тем, действие этого Закона намного шире, так как речь в нем идет не только о земельных участках, предоставленных для ведения дачного хозяйства, садоводства и огородничества, но и для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного и гаражного строительства, о жилых домах, гаражах, дополнительных постройках-сараях, банях и других, а также о неприватизированных квартирах, то есть, закон затрагивает интересы большинства жителей страны.
В чем же суть происшедших изменений?
Поправки, внесенные в Федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», устранили имеющиеся проблемы при приватизации жилищного фонда. Во-первых, до 1 марта 2010 года продлен срок действия закона о приватизации квартир. Во-вторых, утратило силу положение об обязательном преобразовании до 1 января 2007 года жилищных и жилищно-строительных кооперативов в ТСЖ. В- третьих, продлен с 1 марта 2007 года до 1 марта 2010 года срок, в течение которого малоимущие граждане, приватизировавшие ранее жилые помещения, могут вернуть их в государственную или муниципальную собственность (расприватизировать) и заключить договор социального найма данного жилья.
Кроме того, это право теперь предоставлено не только малоимущим, но и всем прочим гражданам.
Что касается земельных участков, то следует отметить следующее:
— в законе идет речь только об участках, предоставленных гражданам до введения в действие Земельного кодекса (то есть, до 30 октября 2001 года) для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства;
— если земельный участок предоставлен гражданину на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, или вид права вообще не указан, либо невозможно определить вид этого права, то такой земельный участок считается предоставленным гражданину в собственность. Из этого следует, что для того, чтобы произвести государственную регистрацию права собственности на такой земельный участок, гражданину не надо получать решение органа местного самоуправления о предоставлении его в собственность. Исключение одно -аренда. Если участок предоставляется во временное пользование на правах аренды, право собственности оформлено быть не может.
Закон разрешает регистрировать право собственности на земельный участок по фактической уточненной площади согласно кадастровому плану, даже если она превышает площадь, указанную в документах, удостоверяющих право граждан на земельные участки, но не более чем на минимальный размер, установленный для земельных участков различного целевого и разрешенного использования, то есть, никаких уточняющих площадь документов собирать не надо.
Для государственной регистрации в упрощенном порядке права собственности на земельный участок гражданин к заявлению, подаваемому в регистрационную службу, должен приложить один из следующих правоустанавливающих документов:
— акт (решение) о предоставлении гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления до 30 октября 2001 года. Копию (выписку) такого документа можно получить в архивном отделе Вязников-ского района;
— государственный акт (свидетельство о праве гражданина на данный земельный участок);
— выписку из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, выдаваемую органом местного самоуправления;
— иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право гражданина на земельный участок. Например, решение органа власти о предоставлении земельного участка в собственность, принимаемое в упрощенном порядке в соответствии с Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», Свидетельство о праве на наследство или судебное решение.
Обязательным приложением к заявлению выступает кадастровый план, представляющий собой выписку из содержащихся в государственном земельном кадастре сведений о данном земельном участке. При этом в законе сказано, что если в регистрационную службу такая выписка уже предоставлялась, повторное ее предоставление не требуется. Таким образом, согласно новому порядку у регистрационной службы есть только два основания для отказа в государственной регистрации права собственности на вышеперечисленные земельные участки: 1. Если предоставлены не все документы. 2. Если участок согласно Закону вообще не может быть предоставлен в частную собственность.
Закон упростил порядок оформления прав граждан на создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества. Так, поправки, внесенные в Гражданский кодекс признали утратившими силу положения о самовольной постройке и разрешили признать право собственности на такую постройку не только судом, но и в административном порядке.
До 1 января 2010 года не требуется разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию.
Для государственной регистрации права собственности на создаваемый (незавершенное строительство) или созданный объект недвижимого имущества гражданин к заявлению о регистрации должен приложить документ, подтверждающий право на земельный участок, на котором расположен такой объект, кадастровый план участка и документ, подтверждающий факт создания объекта. Документом, подтверждающим факт создания жилого дома, является технический паспорт, заполняемый органом БТИ, а документом, подтверждающим факт создания любого объекта на садовом, огородном, дачном, гаражном участке и вспомогательных зданий, строений или сооружений на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства (баня, сарай, гараж, и.т.д.) является декларация о таком объекте недвижимого имущества.
В декларацию, который может заполнить сам гражданин, включаются сведения об объекте недвижимого имущества: адрес, местоположение, название, назначение, площадь, этажность, год создания, материал наружных стен, подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, кадастровый номер земельного участка.
Следует особо отметить приятное изменение в Налоговом кодексе – с 1 января 2007 года размер государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок и на создаваемый или созданный на земельном участке объект недвижимости снижен с 500 до 100 рублей.
Комментируемый Закон предусмотрел и организационную поддержку оформления прав граждан на земельные участки и объекты недвижимости. Так, расширены полномочия нотариусов, которым предоставлено право в случаях, если права граждан на земельный участок и объект недвижимости на этом земельном участке возникают на основании нотариально-удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом действия (например, выдача Свидетельства о праве на наследство), подавать заявления от имени гражданина о государственной регистрации прав с правом получения Свидетельства о государственной регистрации. Кроме того, органы местного самоуправления на основании заявлений граждан или их доверенностей теперь могут оказывать содействие гражданам в подготовке необходимых документов для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, технического учета (инвентаризации) созданных на земельных участках объектов недвижимого имущества и осуществления государственной регистрации прав на них.
Закон определил порядок приватизации земельных участков в садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан, но это отдельная тема следующих публикаций.
Н. ДРУЖИНИНА, начальник Вязниковского отдела Федеральной Регистрационной службы, государственный регистратор Владимирской области.