Истинный мстерянин
Среди наших земляков, оставивших яркий след в истории русской культуры, немало имен. К таким людям можно отнести и К.Н.Култышева, чья жизнь была связана с Мстерской лаковой миниатюрой. Продолжая цикл статей о деятельности Константина Николаевича, Заслуженного работника культуры РФ, представляю вниманию читателей страницы его биографии.
В далеком 1935 году во Мстере в семье художника и вышивальщицы Култышевых родился долгожданный сын Константин. С детства мальчик познавал азы мстерского искусства и мечтал поступить в художественную школу. В начале 50х он осваивает рисунок и живопись на занятиях В.Я. Юкина (в последствии известного владимирского пейзажиста), производство постигает у Н.Г. Дмитриева — талантливого педагога, живописца, автора книги «Мстёра рукотворная». По окончании «художки» в 1954г. Константин был направлен в артель «Пролетарское искусство», но уже осенью призван на службу в армию. Балтийский флот стал для юноши школой мужества, выносливости, отваги. Здесь обрёл новых друзей, верных морскому братству на всю жизнь. На флоте начинающий моряк не расставался с карандашом и кистью, занимался оформительской работой, создал удивительную коллекцию таллинских пейзажей, марин, портретов.
Осенью 1957 года Константин Николаевич вернулся в коллектив артели, где проработал долгих 45лет художником, бригадиром, главным инженером, директором. Каждая ступень биографии стала особой эпохой, миром проб и открытий. В артели молодой художник стремился углубить и развить полученные в «художке» знания, пробовал себя в творчестве. Большую помощь в этом ему оказывал незабвенный И.К. Балакин, талантливый художник, сосед по рабочему столу и большой друг молодежи. Начало было удачным. Вскоре фамилия Култышева Константина попала в каталог областной, а потом московской выставок.
В конце 1960 года К.Н. Култышев возглавил молодежную бригаду своих ровесников. Позднее на страницах его дневника появятся строки: «Период начала 60х вспоминаю с теплотой и признательностью. Это было время практического понимания трудного, иногда непонятного искусства лаковой миниатюры, время окончательного освобождения от влияния станковизма и возвращение к традициям Мстеры. В коллективе бригады существовало железное правило: ни одна работа не должна представляться на художественный совет без предварительного обсуждения. Такая форма подтвердила знаменитый принцип развития лаковой миниатюры -коллективизм и преемственность. Она давала право на жизнь профессиональному росту художника, открывала уверенность в творческом развитии личности. Коллективный разум служил питательной средой творческого мышления, формировал уверенность в работе. В коллективе бригады состоялось творческое рождение известных ныне имен — В. Некосова, В. Фокеева, Л. Зуйкова, А. Николаева, Л. Молькова, Ю. Демидова, В. Крючкова, Е. Чекалова».
В 1965г. Константин Николаевич неожиданно получает предложение работать в должности главного инженера предприятия. Давая согласие после длительного раздумья, он мечтал «усовершенствовать убогий технологический процесс заготовительных и отделочных операций, улучшить условия труда рабочих, чтоб труд не угнетал, а приносил удовлетворение и радость». Полагаю, что удалось достигнуть значительного в намеченном. За опытом приезжали с родственных предприятий, заметно возросла культура труда и производства.
На должность руководителя предприятия К.Н. Култышев был назначен в 1983г. и проработал до ухода на пенсию в 2002г. Трудно дать однозначную оценку этого периода. Вопрос стоял не только о развитии и творчестве, а о выживании в новых условиях рыночной экономики. Обладая большой жизненной энергией, стремлением к постоянному самосовершенствованию, Константин Николаевич пытался
сохранить традиции промысла, чтобы Мстерская миниатюра не потерялась, а развивалась и процветала. Гордился директор, что был понят и костяк творческого коллектива: Шишаков Н.И., Любомудровы, Сосин П.И., Ваванов Ю.М., Зуйков Л.Г., Щадрин А.Д., по-прежнему был предан фабричному производству.
Перед нами предстает художник, руководитель, а в душе всегда истинный мстерянин. Сколько страниц посвятил Конастантин Николаевич своей милой, с детства любимой Мстере! Многие годы он собирал сведения об иконописцах, реставраторах, вел переписку с архивами, музеями. Им подготовлена и опубликована статья о мстерянах, трудом которых были сохранены известные всему миру шедевры древнерусской иконописи -«Владимирская Богоматерь», «Троица» Андрея Рублева и др. После смерти К.Н.Култышева, его архив и материалы для книги о земле мстерской занимают достойное место в отделе краеведения Мстерского художественного музея.
С.ЗЕЛЕНЦОВА, внештатный сотрудник Мстерского художественного музея.