Очерчивая контуры будущего
Сегодня в Центре культуры «Спутник» состоялась традиционная педагогическая конференция.
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ: 2005 — 2006 учебный год
Уважаемые вязниковцы! Вот и вновь на пороге новый учебный год и вновь мы с Вами обсуждаем итоги и перспективы развития нашей системы образования. Прошедший год, насыщенный большим количеством событий хороших и разных, вновь принес нам интересные и часто проблемные результаты, породил неожиданные и ожидаемые сюрпризы, активизировал многие и многие ожидания. Каковы же они?
ИНТЕРЕСНЫЕ ЦИФРЫ:
17002 ребенка в возрасте от «0» до «18» лет проживают в Вязниковском районе на 01.01.2006 года. Из них в 2005 -2006 учебном году:
2647 – посещали 40 детских садов;
7986 – обучались в 39 школах;
6014 – посещали 8 учреждений дополнительного образования детей (ЦВР п. Мстера, ЦВР г. Вязники, СЮТур, ДЮСШ № 2, Дворец спорта, ДЮКФП «ЮниС-92», ДЮКФП «Атлет», Межшкольный учебный комбинат).
1900 учащихся приняли участие в различных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях Международного, Всероссийского и областного уровней и:
43 из них стали их призерами и победителями; 20 учащихся школ района получают ежемесячную (по 500 рублей стипендию Главы района – «Надежда Земли Вязниковской) 8 золотых медалистов получили премию Главы района по 1 000 рублей каждый;
43 серебряных медалистов получили премию Главы района по 500 рублей каждый.
Более 3500 детей смогли проявить свои способности и таланты в более чем 200 различных мероприятиях, проведенных на территории района.
Более 600 000 рублей из сметы системы образования израсходовано на организацию и проведение различных дел с детьми и подростками, их поддержку и материальное поощрение.
Администрацией района выделено:
По 100 000 рублей премии на развитие Буторлинской и Никологорской СОШ. Более 60 000 рублей — на поощрение лучшим педагогам. Первые 10 000 рублей — вязниковской семье, усыновившей ребенка на нашей территории.
Всего расходы бюджета образования на 2006 год: запланировано в сумме 247.522.200 рублей; освоено на 01.07.2006 года в сумме 124.474.141 рублей (что составило 50,3 процента)
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:
1. Образовательные учреждения района предоставляют населению следующие образовательные услуги:
обучение в классах повышенного уровня образования (углубленного изучения, лицейских, профильных)
обучение в классах коррекции (в том числе коррекции зрения)
обучение детей – инвалидов дошкольного и школьного возраста, в т.ч. на дому;
семейное образование;
дополнительное образование (в том числе допрофессиональное по ряду профессий с выдачей квалификационных свидетельств);
вечернее образование;
очно-заочное;
экстернат.
2. В профильных классах района обучалось 697 учащихся, 61 процента из них намерены продолжить образование по выбранному профилю.
3. Впервые в территории проведен Единый Государственный Экзамен по выбору учащихся (русский язык и математика), в котором приняли участие 315 выпускников 11 классов. Результат: на «4» и «5» сдали экзамен 44,4 % участников.
4. В июле 2006 года реструктуризированы в единый «Центр дополнительного образовании для детей» 3 учреждения дополнительного образования детей города Вязники: Центр внешкольной работы, Станция юных туристов и Межшкольный учебный комбинат
5. Интенсивно развиваются в нашей территории такие виды спорта как плавание, шахматы, греко-римская борьба. Активно работает Дворец спорта для детей и юношества. И результат не замедлил сказаться: в областной Спартакиаде школьников наша территория заняла 5 место, а в 2004 году были 9 из 10.
6. Активизировала свою деятельность общественная детско-юношеская ассоциация «Океан», в которой зарегистрировано 62 детских общественных объединения с общей численностью 3 400 детей и подростков, и которая выпускает свою газету «Большая перемена».
7. Активно реализуется на территории приоритетный национальный проект «Образование» с декабря 2005 года по настоящее время. В результате проведенных в рамках проекта областных конкурсов наша территория получила:
1 победителя среди инновационных образовательных учреждений;
6 победителей среди творчески работающих педагогов.
8. Педагоги района, занимающиеся исследовательской деятельностью, приняли участие в 3-х областных научно-практических конференциях. 16 материалов вязниковских педагогов опубликованы в сборниках департамента образования, института повышения квалификации педагогических работников. Из 1289 педагогов района курсовую подготовку только в этом году прошли 152 человека.
9. Впервые за последние годы на выделенные деньги приобретена благоустроенная трехкомнатная квартира для 4 детей-сирот из одной семьи.
10.В 2005-2006 учебном году после капитального ремонта начали работу:
новая собственная газовая котельная в средней общеобразовательной школе № 2 на сумму 1.200.000 рублей;
новый спортивный зал в микрорайоне «Текмаш», объем выполненных работ на сумму более 2.000.000 рублей;
восстановленный после пожара, оборудованный на современном уровне, детский сад «Березка» на ст. Сарыево, объем работ составил также более 2.000.000 рублей.
В 2006 году управление образование создало сайты ряда образовательных учреждений и свой сайт в сети Интернет с адресом WWW.obrazovanie33.ru, на котором вы можете прочитать много интересного, в том числе и:
информационно-аналитический ежегодный публичный доклад
«Деятельность муниципальной системы образования в 2005-2006 учебном году: результаты и перспективы развития»
информацию о реализации приоритетного национального проекта «Образование», а также принять участие в обсуждении различных вопросов и внести свои предложения по развитию системы обучения и воспитания детей Вязниковского района.
А вот наши результаты:
ЭФФЕКТИВНОСТЬ любого дела, работы любой системы, в том числе и такой многогранной и сложной как система образования, оценивается в первую очередь по ее результатам, которые, как правило, являются выполненными за определенное время задачами.
Одними из главных задач были сохранение здоровья и обеспечение безопасности в образовательных учреждениях для взрослых и детей. На эти цели бюджетом израсходовано более 15 млн. рублей:
– это и организация занятий физической культурой учащихся школ района в бассейне Дворца спорта для детей и юношества, и приобретение спортивного оборудования, и проведение спортивных соревнований, ежемесячных дней здоровья, мониторинга физического состояния
детей, внедрение новых здоровьесберегающих технологий;
— это и организация бесплатного питания школьников из семей с низким уровнем доходов, и совершенствование всей системы питания (приобретение технологического оборудования в детские сады и школы), и льготы ряду категорий родителей за оплату содержания ребенка в детском саду;
— это и организация летнего отдыха. В течение трех месяцев работало: 66 школьных оздоровительных лагерей, в которых отдохнуло 4198 учащихся, муниципальный загородный лагерь «Сосновый бор», в котором отдохнуло 363 ребенка, 2 палаточных лагеря, отдохнуло 140 детей. Власти района израсходовали на эти цели более одного миллиона рублей. Очень жаль, что не все родители понимают значимость такого отдыха, когда за 90 рублей из родительского кошелька ребенок 8 часов в день активно гуляет, хорошо питается (так как общая цена путевки составляет 900 рублей), под руководством взрослых получает определенные навыки. И особенно, если этот лагерь загородный, расположенный в живописном, экологически чистом месте, на берегу озера, имеющий практически все необходимое для комфортного пребывания детей, и путевка в который для родителей обходится в сумму 450 рублей при реальном содержании 4500 руб. Так, муниципалитет выделил средства на организацию 4-ой смены с 10 по 28 августа в лагере, а она не состоялась из-за отсутствия желающих. Обратите внимание, уважаемые родители, на эту замечательную, реальную возможность отдыха и оздоровления Ваших детей.
— это, конечно, исполнение муниципальной программы «Безопасность образовательного учреждения» — более двух миллионов рублей потрачено на восстановление охранно-пожарной сигнализации, обработку чердачных помещений огнезащитным составом, замеры сопротивления изоляции, ремонт электропроводки, котлов, печей. Кроме того, около 5 млн. руб. было потрачено на подготовку образовательных учреждений к работе в зимних условиях, в первую очередь, на ремонт крыш, систем водо- и теплоснабжения, доведения до нормы освещенности учебных кабинетов и мастерских, приобретение сантехнического оборудования.
Решая вторую основную задачу – сохранение бесплатного, доступного, качественного образования всех видов для всех категорий детей, сохранили стабильность системы. Школы предоставляют образование повышенного уровня для одаренных, талантливых детей (лицейское, гимназическое, профильное), для детей с задержкой психического и умственного развития (в классах компенсирующего обучения) и индивидуальное обучение на дому, которое организуется как для школьников, так и для дошкольников. Обучаются ребята в форме семейного образования – 3 человека, заочно — 71 человек, могут быть предоставлены и услуги экстерната, (то есть прохождение программы обучения за более короткие сроки, без ежедневного посещения школы).
Однако, если раньше мы говорили, что все эти формы обеспечиваются за счет средств местного финансирования, то с 1 января 2006 года 2 специальных (коррекционных) школы-интерната 8 вида в городе и поселке Мстера, 1 специальная (коррекционная) школа-интернат 7 вида в городе и Мстерский детский дом переданы в государственную собственность и стали областными образовательными учреждениями.
Хорошим результатом можно назвать и получение абсолютным большинством наших учащихся базового уровня образования: из 1033 девятиклассников лишь 5 человек закончили школу со справкой, а среди 664 одиннадцатиклассников таких нет. Не переведены в следующий класс всего 15 человек, а вот на «4» и «5» закончили год более 45 % детей. Безусловно считаю, что все выпускники должны закончить школы с аттестатом, но без серьезной взаимосвязи с Вами, родители, без Вашего авторитета, да и просто желания — сделать это невозможно.
В территории практически отсутствуют дети старше 7 лет, не приступившие к занятиям, хотя часто к нам из соседних областей прибывают не очень благополучные семьи, которые не торопятся отвести ребенка в школу, и если кто-либо из Вас узнает о таких фактах, то должен обязательно сообщать в ближайшую к Вашему месту жительства школу.
Очень достойно выступали наши ребята и на различных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и мы не раз уже об этом рассказывали. Напомню лишь, что среди других территорий области наш район уверенно входит в пятерку лидеров.
Считаю, что в территории сложилось единое воспитательное пространство, где разные структуры: управление образования, культуры и молодежной политики, социальной защиты населения, здравоохранения, отделы внутренних дел, физической культуры и спорта, военный комиссариат, Центр занятости населения и многие другие, работают в одном направлении создания благоприятных условий для развития личности ребенка и взрослого. Благодаря их совместным усилиям, организуются любимые всеми районные праздники и акции «Эхо трудового лета», «Красивый город – чистый город», «Юные дарования», «Рождественские огоньки», «Выпускной бал» и многие другие. Все большим авторитетом пользуется у ребят разных возрастов палаточные лагеря актива «Пульс», который является основой детско-юношеского общественного движения в районе. Точно знаю, что жить семь дней в палатках летом и по пять дней каждые каникулы в какой — либо школе района «заставляет» их только та атмосфера доверия, взаимоподдержки, добра, сотворчества, единомыслия и дружбы, которая складывается между ребятами и замечательными «советниками»» из педагогического отряда «Импульс». А результатом этих выездов становится выработанная активная жизненная позиция, движущая детьми и взрослыми и в дальнейшей учебной и внеурочной деятельности.
Предоставляя право детям на достойное обучение, мы – взрослые, обязаны защищать их право на жизнь в семье, и жизнь достойную. Это одна из главных задач органов опеки и попечительства, в которые за год обратилось 2480 граждан с различными вопросами по сохранению имущества, сделками с собственностью, консультаций по усыновлению, установления опеки и попечительства, расходования средств несовершеннолетних. Отрадно, что все больше детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обретают себе новую семью – таких в этом году было 20. Ну а тем вязниковцам, кто еще не решился на этот шаг, хотя уже давно задумывается о пополнении своей семьи приемными ребятишками, предлагаю заглянуть на наш сайт в Интернете и встретив просящие, ласковые, надеющиеся глаза одиноких детей сразу решительно придти к нам в управление.
СЮРПРИЗЫ УШЕДШЕГО ГОДА
— Это конечно присвоение нашим талантливым педагогам почетного звания «Заслуженный учитель Российской Федерации» — Афониной Любови Юрьевне (СОШ № 4) и Малининой Татьяне Николаевне (СОШ № 6); звания «Женщина – директор года» заведующей детским садом № 6 Протасовой Тамаре Дмитриевне. Мы ими гордимся, уважаем, ценим их труд.
— Это победа средней общеобразовательной школы № 3 в первом конкурсе общеобразовательных учреждений, активно реализующих инновационные образовательные программы, проводившемся в рамках реализации приоритетного Национального проекта «Образование» (ПНПО) и получение ими 1 млн. рублей на своё развитие. Школам района есть чему поучиться у замечательного коллектива, возглавляемого директором, «Отличником народного образования» — Стародубовой Галиной Венальевной.
Безусловно, мы всегда готовы к победам наших земляков в различных конкурсах и все же они становятся «сюрпризами» — 2 место на Всероссийском Мака-ренковском конкурсе — Буторлинской СОШ (директор Жуков Иван Петрович), 1 место в областном спортивном конкурсе «Вперед, мальчишки и девчонки» -коллектива детского сада № 14 (заведующая Морозова Людмила Васильевна), 3 место во Всероссийском конкурсе рисунков (4000 участников) по Владимирской области — воспитанницы детского сада № 29 Орловой Даши (заведующая Голубева Любовь Сергеевна).
К сюрпризам неожиданным и очень приятным я бы отнесла две победы, которых у нас уже давно не было. Это, во-первых, выход в финал областного конкурса «Учитель года» сразу двух учителей нашего района: Осетровой Марины Валерьевны, учителя начальных классов Никологорской СОШ и Беловой Евгении Александровны, учителя географии специальной (коррекционной) школы-интерната 8 вида пос. Мстера, которая к тому же заняла в нем 1 место, и получение ими премии администрации района. Ликование и гордость – так можно охарактеризовать состояние всех участников этого действа.
А во-вторых, серьезная победа вязни-ковских педагогов в первом же конкурсе талантливых учителей на Грант Президента РФ. Нет, мы, конечно, были уверены, что все семь педагогов, чьи документы были поданы на областной этап – люди достойные, творческие, высокопрофессиональные, имеющие огромный опыт работы, достижения, авторитет, но чтобы 6 из них признали победителями… Да еще с таким высоким рейтингом по области! Напомню еще раз: 1 место в рейтинге — учитель математики СОШ № 5 Шуба Михаил Юрьевич, 3 место – Лебедев Алексей Викторович, учитель истории СОШ № 9, 18 – Опарина Ольга Александровна, учитель истории СОШ № 2, 19 — Пайков Анатолий Владимирович, учитель технического труда СОШ № 6, 22 – Балкова Нина Ремовна, учитель иностранного языка СОШ № 9, 32 – Балахонова Лидия Юрьевна, учитель русского языка и литературы СОШ № 1. И это из 84 победителей в области!
Мы поздравляем педагогические коллективы СОШ № 1,2,5,6,9, воспитавшие таких замечательных педагогов и желаем им дальнейшей яркой творческой деятельности.
И конечно, зная о достаточно сложной финансовой ситуации в районе, сверхприятным сюрпризом были постановления Главы района Евгения Михайловича Виноградова о присуждении местных Грантов участникам областных конкурсов, не победившим в финале:
— по 100 000 рублей на свое развитие получили Никологорская СОШ и Буторлинская сош;
— 30 000 рублей получит учитель истории Мстерской СОШ Зеленцова Светлана Николаевна.
Конечно, это далеко не все радующие вязниковцев действия, победы. Много достижений в спорте, активно и интересно работает каждое образовательное учреждение, но газетная страница не может вместить такой объем информации. А вот на общерайонных родительских собраниях, которые пройдут в октябре 2006 г. второй раз, Вы, уважаемые вязниковцы, сможете получить все интересующие Вас сведения о любой школе или другом учреждении нашего района.
Ну и, наконец, ожидания.
ЧТО «год грядущий нам готовит?». Конечно, хочется очень многого добиться: научить, создать, отремонтировать, построить, приобрести, найти, провести …и т.д. и т.п. Например:
— чтобы не было второгодников, прогульщиков, правонарушителей;
— чтобы не было сирот при живых родителях;
— чтобы во всех школах заработала пожарная сигнализация и новая электропроводка;
— чтобы школьная мебель была по росту учеников;
— чтобы на всех уроках проводились лабораторные работы и занятия на компьютере;
— чтобы все дети посещали современные, оборудованные детские сады;
— чтобы у работников системы образования (и у воспитателей, и у технического персонала, а не только у учителей) зарплата была на уровне средней по промышленности;
— чтобы около каждого учреждения был порядок и цветники;
— чтобы все учителя были высококвалифицированными, любящими и заботливыми;
— чтобы ученики были любознательными и, конечно, любящими и заботливыми…
Безусловно, это очень смелые наши мечты, рассчитанные не на один год работы.
Но мы знаем, дорогие вязниковцы, что многое из этого уже делается, а многое — все мы вместе — дети, родители, учителя, непременно сделаем и обязательно выполним все задачи, возложенные на нас и властью, и обществом, и докажем, что не зря «едим хлеб налогоплательщиков», а формируем гражданское общество нашего государства, состоящее из высокопрофессиональных, активных, заинтересованных в улучшении жизни и добивающихся поставленных целей милосердных и обязательно законопослушных граждан.
С уважением начальник управления образования
Г. РОГОВА
На снимке: Урок ведет М.Ю.Шуба