«Жалобный» закон облегчит жизнь ходокам и челобитчикам
С ноября нынешнего года обращения россиян во властные структуры будут рассматриваться по новым правилам. Федеральный закон на сей счет утвержден еще весной. Критерием его эффективности послужит перенос основного объема рассматриваемых обращений на нижние уровни административной системы. Чтобы вопрос гражданства решался в районном паспортном столе, вопрос проведения водопровода — в муниципалитете, вопрос получения льгот — в местном собесе. Вчера новации закона изучались на совещании губернатора области Николая Виноградова с главами местного самоуправления.
Ответ с выездом на место
До последнего времени порядок рассмотрения жалоб и предложений регламентировался советским законодательством — указом Президиума Верховного Совета СССР 1968 года. Он явно устарел. Поэтому различные ведомства вводили свои правила и порядки. Это же происходило и на уровне регионов, в том числе и во Владимирской области. По мнению Нины Мартыновой, возглавляющей управление по документообороту администрации области, новый федеральный закон учел многолетнюю практику работы с обращениями. И более четко определил права гражданина. К примеру, право получать письменный ответ, а также предоставлять или истребовать дополнительные документы. Важный момент: установлены жесткие сроки работы с обращениями на всех этапах. Скажем, письма должны быть рассмотрены в течение 30 дней со дня регистрации. В исключительных случаях, когда для подготовки ответа потребовался запрос дополнительных материалов, сроки могут продлить — но, опять-таки, не более чем на 30 дней, с обязательным уведомлением об этом челобитчика. Кстати, послания можно направлять через Интернет и по электронной почте: правда, при этом все равно необходимо указать почтовый адрес и фамилию автора. Еще одна новация, несомненно, приблизит власть к народу: обращение может рассматриваться с выездом на место.
Арбитром выступит суд
У некоторых новый закон поумерит охоту мурыжить с ответами. Он предусматривает ответственность чиновников за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан (вплоть до увольнения), а также возмещение гражданам материального ущерба и морального вреда, понесенных из-за несвоевременной реакции на жалобы. Правда, это возможно только после решения суда. Служители Фемиды станут арбитрами между властным органом и гражданином и в другом случае. Когда изучать жалобу последнего окажется просто-напросто некому. Дело в том, что закон запрещает направлять такого рода письма в те властные структуры или к тому должностному лицу, решение или действие которых обжалуется. Раньше это решалось элементарно: были вышестоящие инстанции — туда и обращались. Сейчас, в условиях разделения властей и полномочий, далеко не каждое решение местных органов можно оспорить, так сказать, в порядке подчиненности. Поэтому жалобщику одна дорога — в суд.
Вот только хамить не надо
Впрочем, в ряде случаев обращения позволительно оставить без внимания. Не подлежат рассмотрению письма без адреса и авторства (за исключением тех, в которых сообщается о преступлениях либо об угрозе государственной или общественной безопасности); повторные и многократные обращения, если в них не приводятся новые обстоятельства; вопросы, по которым вынесены судебные решения. На послания, содержащие клевету, оскорбления, нецензурные выражения и угрозы в адрес государственных органов, ответов тоже не последует. Правда, письмо гражданину, сочинившему подобную цидулку, все-таки придет — с сообщением о недопустимости злоупотребления своим правом. Отдельно закон оговаривает порядок приема граждан. Первых лиц властных структур обязывают непосредственно работать с населением. Это поставит заслон тем руководителям, которые имеют привычку передоверять общение с людьми своим заместителям, а то и вовсе чиновникам рангом пониже. Аудиенции с представителями электората им придется проводить лично.
ШАРОВА Татьяна