//   Погода:
Новости

Труженик моря

Увеличить картинкуКакой мальчишка не мечтает в детстве стать моряком или летчиком, у большинства это с годами проходит, а кому-то, несмотря ни на что, удается воплотить свою детскую мечту в реальность. Наш город далеко отстоит от океанских побережий, и лишь такие названия как речной залив Синий Морец или деревня Черноморье навевают какие-то ассоциации с морскими далями. Однако, уроки географии, книги из школьной библиотеки, фильмы, а особенно живые рассказы бывалых моряков, питают воображение юных вязни-ковских романтиков и мечтателей.
У Геннадия Петровича Забелина было трудное детство. Он родился 15 июня 1937 года в Вязниках, на Новофабричной улице, в многодетной семье. Когда началась война, отец ушел на фронт, а в 1944 году пропал без вести. Тяжело было и на фронте, и в тылу, где царила жесточайшая дисциплина, когда за мелкий проступок, скажем, за опоздание на 5 минут, судили и наказывали лишением свободы. На какой-то срок Геннадий Петрович остался без матери и его с младшим братом отдали в детский дом, который находился в Ярополи. Мечта о море зародилась еще на школьной скамье. Вместе с четырьмя товарищами подавали они запрос в Николаевскую мореходку, но не получили ответа. Закончив семилетку в школе № 1 им. Горького, Геннадий Забелин пошел трудиться на фабрику «Свободный пролетарий» и два года отработал заправщиком ткацких станков, а осенью 1955 года он послал документы в Рижскую мореходную школу и был принят.
Школа готовила из вчерашних мальчишек матросов, мотористов, кочегаров. Это было закрытое учебное заведение (есть ли сейчас такие мореходки?) со строгой дисциплиной и регулярными занятиями. Море не терпит расхлябанности, а профессию нужно было освоить за довольно короткий промежуток времени. Через год школа была закончена и за ее выпускниками приехали вербовщики. Выбор был невелик — порты Дальнего Востока и Мурманск. Новоиспеченный матрос из Вязников выбрал Заполярье. «Каким был Мурманск тогда и что сейчас — это две большие разницы, — говорит Геннадий Петрович. — В то время он был почти весь деревянный, и городом-то его можно было с трудом назвать. Сейчас — это один из красивейших городов нашего Севера — столица Заполярья. Большой торговый и рыболовецкий порт. Кольский залив из-за теплого Гольфстрима почти не замерзает. Бывали, правда, случаи, когда он покрывался слоем льда сантиметров в десять, но это что за беда — для кораблей такой лед не помеха». В Мурманск тогда вместе с ним приехало 80 выпускников Рижской мореходки. Как раз в это время в заполярный порт пришла серия новых судов. На одно из них, носящее имя польского поэта-романтика Адама Мицкевича и попал наш земляк матросом-практикантом. Запомнился первый рейс: Мурманск — Гдыня. Туда везли знаменитую апатитовую руду с месторождений Кольского полуострова, там загрузились польским угольком и повезли его на Диксон, а оттуда пошли в Дудинку за лесом. Так началась трудовая жизнь Геннадия Петровича Забелина на море. «Адам Мицкевич» брал 5 тысяч тонн чистого груза, дальность его плаванья была ограничена — около десяти морских миль, после чего требовалось пополнения запаса угля и пресной воды. Моряки сухогруза побывали наверное во всех портовых городах Европы, однажды ходили даже в Америку, где в то время проводилась Международная выставка «Экспо-67», в которой участвовала и наша страна. Пришел на свой первый пароход Геннадий Петрович матросом-практикантом, остался в команде, получил классность: сначала — вторую, потом — первую, а сошел с него через 18 лет боцманом.
«В 1974 году началась перетурба-ция в пароходстве, — продолжает вспоминать Г.П.Забелин, — наши прежние паровики мы сдали и получили взамен — дизельные. Я перешел на теплоход «Дедовск». Груза он брал уже в два раза больше, расширился и район плавания. Рейсы в Арктику стали постоянными. Ходили на Кубу, туда везли разные грузы, оттуда — сахар-сырец. Встречали нас на Кубе радушно, было много экскурсий». Коль скоро вдвое увеличилась грузоподъемность судна, прибавилось и работы. Под началом боцмана Забелина была дружная и сплоченная матросская команда. Включая плотника и его самого -это 6-8 человек. График рейсов был плотный, простоев не наблюдалось. Постоянно приходилось готовить грузовой отсек то для загрузки руды, то пиломатериалов, то зерна или того же тростникового кубинского сахара (он, как и все сыпучие грузы, подавался в трюмы не в какой-то таре, а россыпью, транспортерами). Одним словом, труженики моря, моряки торгового флота, вели и сейчас продолжают вести тяжелую работу по перевозке народнохозяйственных грузов и, говоря высоким «штилем», укрепляют тем самым экономическое могущество страны.
Но не долго пришлось плавать на «Дедовске», в 1974 году часть его команды поехала в немецкий порт Росток принимать новое судно — пароход «Дмитрий Пожарский», который Г.П.Забелин считает главным в своей морской судьбе. Этот богатырь брал уже до двадцати тысяч тонн груза. И куда только не ходили на нем моряки: Канада, Испания, Турция, Иран, Китай, в какие порты не заходили, чего только не повидали! Геннадий Петрович поднимался на Великую Китайскую Стену в том месте, где она выходит из моря, ходил по ней (ширина этого чуда света около четырех метров, с двух сторон — ограждения, постройка плавно огибает рельеф местности); взбирался на потухший вулкан Везувий у разрушенного его извержением города Помпеи, был на Ниагарском водопаде у границы США и Канады — всего не передашь, обо всем не расскажешь. Страны разные, уклад жизни разный, а люди, по глубокому убеждению моряка, все одинаковые, разве по цвету кожи да по языку отличаются.
Что же касается экстремальных ситуаций, ЧП, то их за время всех плаваний не случалось. На мель садились, но это, по словам Г.П.Забелина, все равно, что идти и ни разу не споткнуться. Попадали и в шторма, и в бури, особенно запомнился рейс, когда с грузом шли из Турции домой, и в южной части Норвежского моря их застигла стихия. «Хорошо нас тогда прихватило, — щуря глаза и улыбаясь, вспоминает Геннадий Петрович, — от ватерлинии до верхней палубы — метров пять, так волны разве что рубку не заливали, одни мачты торчали из воды». В такие моменты боцману с его командой некогда любоваться разгулявшейся стихией, нужно быть начеку, не дай Бог, какая угроза жизни судна возникнет, но до этого никогда не доходило. Капитан всегда был уверен в боцмане Забелине, его надежности и знании своего дела, отчего и не обошли уроженца Вязников заслуженные награды. Получил Геннадий Петрович почетное в то время звание «Ударник коммунистического труда», всегда весомое звание «Лучший по профессии», в 1978 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 1989 -орденом Октябрьской Революции. А еще через год, 30 апреля 1990 года во Владимирском зале Московского Кремля М.С.Горбачев вручил ему медаль и Золотую Звезду Героя социалистического труда. На публикуемом ниже снимке Г.П.Забелин стоит во втором ряду за маршалом Язова, которому тогда и было присвоено это звание. Исторический снимок был сделан в Георгиевском зале Кремля. Ну а если говорить о юбилейных медалях, то первую из них Геннадий Петрович получил к 100-летию В.И.Ленина, а последнюю — к 300-летию Российского флота. Прямо скажем — достойный комплект наград!
Что же касается личной, жизни моряка, то на берегу, ждали его возвращения из плаванья жена, кстати, тоже уроженка Вязников, и трое детей. Супруги воспитали двоих сыновей и дочь. А сейчас уже двое внуков выросло. В 2003 году Геннадий Петрович уволился с «Дмитрия Пожарского» по собственному желанию. Новые времена отличались от того, что было при плановом хозяйстве: перевозки грузов не сократились, но появились простои, сбои. Команду матросов с десяти человек сократили до трех, в целях экономии, а блюсти судно по-настоящему такими силами мудрено. Да и то сказать, по возрасту-то был уже не мальчик — без малого почти полвека плавал по морям и вот решил, наконец, пришвартоваться к берегу. Забелины купили в родных Вязниках дом недалеко от центра, и теперь уже бывший моряк окунулся в море зелени и цветов.
Так и запомнился вязниковский мурманчанин Геннадий Петрович Забелин загорелым до ровной смуглости, сидящим в шортах на скамейке в своем саду, крепкий телом и бодрый духом, немногоречивый, но добрый и улыбчивый, поверивший когда-то в свою детскую мечту и осуществивший ее. И еще: в Вязниках отношение к Героям войны и труда особое; где бы они ни жили, где бы ни достигли вершин, малая их родина — тихий, зеленый городок над Клязьмой, помнит и гордится ими. К их славной когорте принадлежит и кавалер Золотой Звезды Героя социалистического труда Геннадий Петрович Забелин, наш земляк.
С.АПОСТОЛОВ.

Поделиться новостью

Добавить комментарий