//   Погода:
Новости

Уважать труд крестьянина — значит жить будущим

СПК «Заречье» — одно из немногих сельскохозяйственных предприятий нашего района, которое твердо стоит на ногах. Шестнадцать лет его возглавляет А. А. Карев. Настоящий хозяин, думающий, болеющий душой за свое хозяйство руководитель.
Родился он и вырос на вязниковской земле в поселке Степанцево. Окончил Ивановский сельскохозяйственный институт. После службы в армии работал в хозяйствах района, главным инженером в управлении сельского хозяйства. В январе 1990 года был избран председателем правления теперешнего СПК «Заречье».
Перед ним стояла трудная задача сохранить хозяйство, его материально-техническую базу. И это ему удалось благодаря упорству, дальновидности и огромной трудоспособности — на протяжении многих лет Алексей Александрович работает без выходных и отпусков. Он уверен, что в сельском хозяйстве так и нужно трудиться, только тогда будет отдача.
— Наше нечерноземье живет животноводством, — убежден А. А. Карев, — без собственной фермы успешное сельскохозяйственное производство невозможно.
И он прав, но ведь большинство наших бывших совхозов и колхозов имели и фермы, и целые животноводческие комплексы. А где они, от них даже фундамента не осталось, а в СПК «Заречье» дойное стадо — 400 голов, общее — 1200 голов! Что же помогло зареченцам выстоять в тяжелейшие 90-е годы? — с этого вопроса и начался наш разговор с А. А. Каревым.
— Мы выжили благодаря тому, что первыми в районе организовали свою переработку молока, — вспоминает Алексей Александрович. — На то время для таких хозяйств, как наше — это был единственный выход. Сдавали молоко на Вязниковский молочный комбинат, а он годами с нами не рассчитывался. Мы поняли, что проще торговать своей продукцией. Нам разрешили продавать фляжное пастеризованное молоко. Постепенно мы приобрели маслобойку, старенький фасовочный автомат, оборудование по производству творога, сепаратор… Кто не смог создать переработку, разорились.
Сегодня СПК «Заречье» все полученное молоко перерабатывает в собственном цеху, выпуская качественную без каких-либо добавок и консервантов продукцию. Зареченское молоко, кефир, творог, творожную массу, сливочное масло вязниковцы покупают с удовольствием как в торговых точках предприятия, так и в других магазинах. Молочная продукция востребована, она приносит основной доход хозяйству. Кажется, чего проще — увеличивай надои и получай прибыль, но и к этому у руководителя СПК «Заречье» свой подход.
— Года два-три назад получили надой по 4 тысячи кг на корову, для нас — это высокий показатель, — говорит А. А. Карев. — Наделали масла, а девать некуда, то есть, все надо просчитывать. Можно иметь надой 6 тысяч кг на корову и иметь убыточное производство, а при надоях в 3 тысячи кг — иметь прибыль.
То, что работники СПК «Заречье» без задержек получают заработную плату, сейчас уже никого не удивляет. Но предприятие к тому же исправно платит все налоги и в бюджетные, и в небюджетные фонды. Этим Алексей Александрович справедливо гордится.
— С нас спрашивают урожай и надои, а один из основных показателей — уплата налогов не учитывается, — поясняет председатель, — хотя всем сегодня уже ясно, если налоги платить не будешь, нормально работать не сможешь. Сейчас необходимо четко разделить хозяйства на тех, кто работает и платит налоги, тех, кто еще может выйти из кризисной ситуации и тех, кто не платит и уже не сможет платить.
Думали колхозы и совхозы государство не бросит, все долги простят, будут помогать. Ничего подобного! Когда такое было, чтобы сельхозпроизводители платили за электроэнергию, как промышленные предприятия? Кто раньше думал, что деревня будет платить, как город? К тому же с 2000 года цена на электроэнергию выросла в 3 раза, на дизтопливо и бензин в 2,5 раза, я уж не говорю про минеральные удобрения, сельхозтехнику и запасные части к ней…
Вот мы и подошли к одному из основных вопросов: может ли село подняться, поможет ли его возрождению национальный проект «Развитие АПК»?
С крестьянской искренностью Алексей Александрович ответил:
— Правительство, приняв национальный проект, пытается что-то сделать. Просто так деньги давать нельзя — растащим. Дали в виде кредита. Мы с главным бухгалтером сидели, считали, даже, если бы дали нам 10 млн. рублей на пять лет без процентов, без бюрократических проволочек, их же надо возвращать. А как? В нашем производстве сразу отдачу не получишь. Крупные хозяйства могут себе позволить взять большой кредит, они от этого выиграют, так как у них есть возможность его отработать. А вот средние предприятия, такие как СПК «Родина», как мы, оказались «за бортом».
Я считаю, это неправильно, что национальный проект свелся лишь к льготному кредитованию, должно быть разнообразие. Не один год говорят о дотациях, обещают их нам и на подорожавшее горючее, и на развитие животноводства, но если они и поступают на село, то в таком малом объеме, что о них и говорить не стоит. Дотации необходимо производить напрямую на счета сельхозпредприятий учитывая выполненный объем работ, произведенный валовый продукт. Для нашего хозяйства — это молоко. Если бы его производство дотировалось как в советское время, мы бы сейчас смогли и технику новую купить, и удобрения, и семена.
Мое предложение: давать дотацию на единицу продукции. Произвели 100 тонн молока, на наш счет от государства поступили деньги. К тому же при распределении дотаций надо учитывать, платит хозяйство налоги или нет. Шумят: не платят земельный налог, в бюджете нет денег… А зачем давать дотации на молоко всем подряд, так же как и дотации на посевную? Почему я прежде, чем выплатить зарплату, плачу подоходный налог, пенсионный и так далее. А у нас опять «всем сестрам по серьгам», хотя прекрасно знают, что эти предприятия все равно пропадут, от них никакой отдачи не будет…
Алексей Александрович поднял одну из самых серьезных проблем, которую сразу с наскока не решить. Действительно, многим хозяйствам и падать дальше уже некуда. И землю не пашут, и животноводством не занимаются, коров всех давно под нож пустили. Разве их реанимируешь, даже если они другую форму хозяйствования выберут?
Трудно живет село. И наступит ли такое время, когда наши крестьяне будут не выживать, а жить по-человечески, как живут фермеры в западных странах? Когда мы поймем, что уважать труд крестьянина — значит жить будущим?
— Мы должны кормиться со своего стола, а не закупать продовольствие в огромном количестве за рубежом, — считает А. А. Карев. С ним нельзя не согласиться, тем более, что зареченцы подтверждают это делом: стараются получить качественное молоко и выпустить качественную молочную продукцию. А для этого нужно обеспечить животных полноценными кормами, не зря говорят, что молоко у коровы на языке. Заботятся здесь и о том, чтобы на фермах было тепло и сухо. Прошлым летом отремонтировали крыши, этим — перестилают полы. Труд с утра до вечера на заготовке сена, силоса, уборке зерна. Растениеводы, животноводы, переработчики молока — все работают в одной связке. Верят в своего руководителя, а Алексей Александрович верит, что они его не подведут.
Н. НЕУСТРОЕВА.

Поделиться новостью

Добавить комментарий