Борис Мокроусов и Алексей Фатьянов.
Нижний Новгород и Вязники – города-соседи, родина двух людей, создавших прекрасный союз в творчестве и дружбе. Мокроусова и Фатьянова свела судьба в послевоенном сорок шестом году. За плечами у них суровые годы войны. Оба молоды, полны сил и оба безгранично влюблены в Россию. Их можно было бы назвать братьями – широкоплечие красавцы, с открытой душой и огромным желанием творить для простого народа. О любви к России Алексей Фатьянов сказал в одном из стихотворений:
Как бы путь нелегкий я осилил?
И, наверно б, песен не сложил.
Если б я родился не в России,
Что бы в жизни делал? Как бы жил?
Вот внутренняя суть всего творчества этих прекрасных певцов земли русской, вот в чем сила всенародной любви к произведениям Мокроусова и Фатьянова. Борис Андреевич говорил: «Мечтаю создать такие песни, которые долго бы жили в народе и так бы верно передавали жизнерадостность нашей эпохи, что эти песни любили бы все, чтобы повсюду распевали их на улицах и площадях, на полях и в школах, в квартирах и клубах – словом, всюду, где живет и трудится советский человек».
Около тридцати песен родилось у этих талантливых людей и всем им присущи неразрывная связь с жизнью бытом родной страны, ее прошлым и настоящим. В сорок шестом году написана шуточная песня «Наговоры».
Говорят, души не чает
В пареньке голубушка,
Каждый день его встречает
Возле дома «любушка»…
В сорок седьмом – сорок восьмом годах увидели свет песни «Гость», «Третий батальон» — прекрасная песня-воспоминание о фронтовых годах, песня о крепкой солдатской дружбе.
Мы делили дружбу, дружбу до конца.
Охраняла дружба, дружба от свинца.
Так дружить товарищ, надобно уметь,
Заставляет дружба забывать про смерть.
Почти шестьдесят лет прошло с тех пор, а слова этой песни актуальны и сейчас. Разве не о такой крепкой мужской дружбе поют молодые ребята, прошедшие Афганистан и Чечню. Тема любви к Отчизне и величайшего самопожертвования наших людей в годы Отечественной войны раскрыта в песне «Шли два друга».
Вьюга ворога слепила,
Лютый ветер с ног сбивал.
Мой дружок, товарищ милый,
Не споткнулся,
А качнулся
И упал.
И, собрав остаток силы,
Мне он снова
Клятвы слово
Прошептал.
Клятву, клятву,
Друг не забудь,
Славен, славен
Воина путь:
В дальнем краю,
В грозном бою
Помнить Отчизну свою.
За десять лет перед первым полетом в космос, как бы предвосхитив это событие, Мокроусов и Фатьянов пишут песню «Мы люди большого полета», которую сразу же запела вся страна. Авиация была любима всем народом и, наверное, все дети того времени играли в летчиков и хотели ими стать.
В 1947 году Борис Мокроусов и Алексей Фатьянов, вместе с певцом Георгием Абрамовым приезжают с творческими концертами в Горький. Были они в гостях и у Александры Андреевны Мокроусовой, жившей в то время в Автозаводском районе. Альберт Каржин, в своем труде «Нижегородская отчина», опубликованном в журнале «Нижний Новгород» (№№1, 5, 8 за 1998 год) так описывает ее воспоминания:
«Они приезжали ко мне с Фатьяновым, автором многих стихов для его песен, когда я еще жила в Бусыгинском квартале Автозаводского района. Они выступали во дворце культуры завода «Красное Сормово», в киноконцертном зале Автозавода. Борис играл, а Фатьянов пел. У него был очень приятный голос. Оба были молодые, симпатичные, их принимали везде на «ура». Борис и Алексей так подружились, что, по существу, стали побратимами. Оба были полны творческих замыслов. Настроение у обоих было приподнятое. С концертов они возвращались веселыми, жизнерадостными. Много шутили, даже почти по-детски озорничали. Однажды отправились на концерт в шляпах, а вернулись в кепках, Спрашиваю: «Где ваши шляпы? – «А мы, — отвечают, — обменяли их, уж больно они парням понравились».
Забавных историй у Фатьянова с Мокроусовым было немало. Вот две из них, о которых рассказывала вдова поэта Г. Н. Фатьянова: «Где-то в 47-м году, когда Борис был одинок, Алексей решил устроить его семейную жизнь. А надо сказать, что мама моя была ненамного старше Бориса и в то время тоже одинока. Как-то за чаепитием Алексей предложил:
— Боря, женился бы ты на моей теще. Тот за словом в карман не полез. Ответил:
— Я бы не против, но тогда ведь тебе придется называть меня «папой». А зная, что ты неслух, что выполнять мои «отцовские» наставления не станешь, принять твое предложение не могу. К тому же еще неизвестно, как теща к твоему предложению отнесется».
«Когда я ждала нашего первенца, случилась такая история. Алеша с Борей ходили играть в бильярд. И что-то задерживались, а я как раз почувствовала, что пора ехать в роддом, так и поехала одна. Алексей и Борис, чувствуя свою вину пообещали написать песню к моему возвращению. Но, видно, провожая жену поэта Галину в родильный дом, Алексей Фатьянов и Борис Мокроусов пообещали встретить ее и ребенка новой песней.
Галина Николаевна, вернувшись с сыном на руках, потребовала:
— Ну, показывайте песню!
Борис Андреевич, склонив низко голову, стыдливо пропиликал что-то. Алексей Иванович тоже не смог показать ничего, кроме клочка бумаги с какими-то неоднократно перечеркнутыми набросками.
Горьковчане очень тепло принимали своего земляка и его коллег. Вместе с Георгием Абрамовым пели мокроусовские и фатьяновские песни. Надо отдать должное землякам – слушателям, все, к сожалению, немногочисленные концерты (а их было всего два), проходившие уже после смерти Бориса Андреевича у него на родине принимались очень тепло. На них были и ветераны, и люди среднего возраста, и что самое радостное – была молодежь, наравне со всеми подпевавшая исполнителям.
Говоря о творчестве друзей-соавторов нельзя не остановиться и на песнях, посвященных морякам, их трудной и опасной работе, таким как «Морская попутная», «Матросская застольная», «Прощание с морем». В песне «Матросская попутная» переживания моряков и ожидание встречи с любимой прекрасно переданы в словах:
Сказочных Америк
Нам не надо, друг, с тобой,
Лишь бы милый берег
Показался за кормой,
Там, где на рассвете
Ласковая встретит
Девушка с косою золотой.
Берег в тумане тает,
Кто нас вспоминает?
Милых не забывают –
Их в сердце носят и берегут.
Эх, чашу во славу нашу
Друзья поднимут на берегу.
Все, наверное, знают и любят фильм режиссера Марлена Хуциева, по сценарию Ф. Миронера «Весна на Заречной улице». Все, конечно, сопереживали его прекрасным героям. Вышедший на экраны в 1956 году, он стал поистине золотым фондом российского кино. В Одессу, где проходили съемки, были приглашены Борис Мокроусов и Алексей Фатьянов. На съемочной площадке произошло знакомство с актерами: Н. Ивановой, Н. Рыбниковым, П. Пугачевой и другими. Изучив сценарий и прочувствовав душой переживания главных действующих лиц, композитор создает несколько вариантов мелодий, из которых выбирает один. Фатьянову пришлось серьезно потрудиться над текстом. Сроки поджимали, а песни все не было. Сделаю небольшое отступление – по словам людей, — изучавших творчество Алексея Фатьянова, стихи рождались у него вместе с мелодией, и он напевал, насвистывал ее композитору, с которым он работал. Так случалось со многими фатьяновскими песнями, которые он написал в содружестве с другими музыкантами. Он был очень музыкален. Здесь получалось все наоборот, ведь у Мокроусова впереди шла мелодия, а потом писались стихи. Тем не менее, дружба, талант и тонкое понимание внутреннего мира героев сделали свое дело. Песня родилась. Песня особенно понравилась Николаю Рыбникову. Молодой актер, только что окончивший ВГИК, и песня, исполненная им, как бы помогли друг другу в их дальнейшей судьбе. Он остался верен ей до конца жизни, оборвавшейся в 1990 году. Марлен Хуциев сказал: «Композитор и поэт сумели разглядеть самую душу, образную суть будущего фильма. Весь фильм в этой песне».
Поэт, Марк Лисянский, вспоминал: «В дни Международного кинофестиваля мы смотрели по телевидению необычный «Голубой огонек». В нем принимали участие знаменитые киноактеры из многих стран. Кто-то запел по-французски, и все сразу узнали «Одинокую гармонь», написанную композитором на слова Михаила Исаковского. Участники «Огонька» на разных языках подхватили песню. Когда же Николай Рыбников повел другую мокроусовскую мелодию, на стихи Алексея Фатьянова, которую он пел в фильме «Весна на Заречной улице», то Лолита Торрес, кивая в такт головой, вторила ей. И прекрасное волнение овладело и теми, кто был на экране, и нами, кто слушал эту песню».
И сейчас, в наши дни, песня живет. Душевно исполнил ее Борис Гребенщиков, а кадры кинохроники, на фоне которых звучит песня, дополняют ее, и заставляют переживать вместе с певцом. На заключительном концерте конкурса «На Волге широкой», прошедшем в 1999 году в Нижнем Новгороде, ее исполнил прекрасный певец Заур Тутов, специально приехавший из Москвы, и весь зал пел вместе с ним.
На снимках:
1) Москва, Каляевская улица, где жил Борис Андреевич с мамой.
2) Борис Андреевич с друзьями на отдыхе
3) В гостях у А. А. Мокроусовой. Слева направо — композитор Б. Мокроусов, поэт А. Фатьянов с сыном А. А. Мокроусовой Андреем и певец Г.Абрамов. Горький, Бусыгинскнй квартал Автозаводского района, сентябрь 1947 года.
4) На съёмках фильма «Весна на Заречной улице». Одесса,1956 год.
Слева-направо: актер Николай Рыбников, Борис Мокроусов, его жена, директор киностудии Горский, поэт Алексей Фатьянов.
5) В первом ряду: 2 — композитор Борис Мокроусов, 3 — поэт Харитонов,
4 — композитор Сигизмунд Кац, 7 — композитор Марк Фрадкин.
Во втором ряду: 1 — Певец Георгий Абрамов, 3 — поэт Алексей Фатьянов