Мстерские шкатулки изготавливают по традициям иконописного промысла
Мстерской шкатулке — более трёхсот лет. Времена меняются, но Центр лаковой миниатюры по-прежнему хранит приемы, основанные на традициях иконописного промысла. За рождением писаных красавиц наблюдала Александра Обманец.
В народе говорят: «Мстёрская шкатулка «дымом писана». Значит, краски дышат изнутри. За таким произведением искусства стоит не один месяц и не один умелец. Только производство заготовки из папье-маше порой занимает более 45-ти суток. За это время её склеивают из полосок балахнинского древесного картона, для прочности пропитывают в льняном масле, сушат в специальной печи. Далее — разрезают на основания для будущей шкатулки и приклеивают донце.
Николай Гаврилов, опиловщик: «Чтоб грани не были острые, мы их немного обкатываем, чтоб грунт и краска на них держались».
Отшлифованная заготовка проходит несколько этапов обработки, первый из которых — жесткий грунт.
Елена Бражнова, мастер: «Шкатулка без грунта называется у нас «в белье». Мы её покрываем грунтом, и она идет на просушку».
Далее — лакировка. Снаружи — темно-зеленый, синий, но чаще всё же черный лак. Внутри — только королевский красный. Самая творческая часть — роспись темперными красками. Тончайшей кистью Галина Большова работает уже 33 года. Создала много авторских работ. Но сейчас — чаще копирует знаменитые композиции. Любимые сюжеты — сказки.
Борис Чернов, напротив, все сюжеты придумывает сам. Легенда о Георгии-Победоносце близка любому русскому человеку. Фон — мстёрский пейзаж — требует тщательной проработки.
Борис Чернов, художник-миниатюрист: «Чтобы это запоминалось. Потому что идешь, смотришь — глаз не останавливается. А мне бы хотелось, чтобы глаз останавливался, и чтобы человек хотел это рассматривать и держать в руках».
Последний слой лака наносится для закрепления узора. Пемза убирает мельчайшие шероховатости. Для особенного блеска используется ручная полировка окисью хрома. Здесь её называют «зелёнкой». Красавица фабричного производства в подарочной коробке — удовольствие дорогое. В среднем, готовые изделия стоят от 300 рублей за расписной наперсток до 20 тысяч за замысловатый набор для письменного стола. А для обладателя, как водится, каждое творение бесценно.
Александра Обманец, Евгений Лунин
Фото: А Ратников