Время оценок еще не пришло
В нашей газете выступили все семь глав вновь образованных муниципальных образований, входящих в Вязниковский район. Целью бесед была реформа местного самоуправления, которая вступила в силу с 1 января этого года. Но вести разговор лишь о самой реформе и о определяющем ее 131 ФЗ, естественно, не получалось. Каждому из глав хотелось высказаться еще и о проблемах своих территорий, хотя бы о самых наболевших. Зачастую суть этих проблем звучала словно под копирку, если отбросить в сторону название деревень, поселков, улиц. Сегодняшнее интервью с Главой Вязниковского района Е. М. Виноградовым о том же самом, о реформе МСУ. Не стоит его считать подводящим итог, — скорее — это продолжение разговора о ходе реформы, но уже на другом, муниципальном уровне.
— Евгений Михайлович, понимаю, что вопрос звучит несколько провокационно, Вы довольны 131-м ФЗ «О местном самоуправлении»?
— Я много раз критически выступал в период подготовки закона, в том числе — в Госдуме, на страницах журнала «Российская Федерация сегодня», поэтому от своей критики 131-го ФЗ не отказываюсь. Но сегодня, поскольку я чиновник, представляющий исполнительную власть, обязан исполнять принятый закон. Таков основополагающий принцип существования демократического общества: критикуй и ругай законы до принятия, но если закон принят, будь добр выполнять. Так вот, главной моей задачей как человека, детально изучившего 131-й ФЗ, было организовать его внедрение так, чтобы население в нашем муниципальном образовании как можно меньше почувствовало на себе его, скажем так, не самые лучшие моменты и, наоборот, заметило его положительные стороны.
— Но каждый из семи выступивших глав говорил о 131-м Законе больше с отрицательной, чем с положительной стороны.
— А все потому, что им понравилось жить в составе единой территории, единой власти, то есть в том, что раньше называлось округом, который состоялся после объединения города и района. На самом деле был создан единый управленческий коллектив, внутри которого все было просто и понятно. Причем любые решения принимались гласно, открыто, каждый знал, кому и на что выделяются финансовые средства, не было никаких разночтений, не было критики с мест, что центральный аппарат в лице администрации района что-либо делает не так. За эти четыре года, когда все мы были объединены, нам удалось резко подвинуть социальные вопросы, в особенности на территории района: теплоснабжение, электрообеспечение, водоснабжение и т. д. Все-таки я считаю, что потихонечку началась стабилизация в сельском хозяйстве. Хотя бюджет, собственно говоря, не должен финансировать сельхозпроизводство, а мы находили возможность его финансировать. Смогли реформировать организационно-правовые формы работы сельхозпредприятий, то есть реальных подвижек в некоторых вопросах нам достичь удалось. Но внедряя этот закон, мы все сделали для того, чтобы власть никоим образом не оторвалась от населения, а население не ощутило бы на себе отсутствие власти, как это случилось в других территориях, где руководящие органы уехали от людей на большие расстояния. А люди занервничали, дело дошло до митингов.
Я очень благодарен главам всех наших муниципальных образований. Несмотря на то, что все они прошли через выборы и могли претендовать на звание «самостийных князьков» (такие примеры во Владимирской области есть: сразу после выборов начались разборки между, например, главой района и руководителем города). У нас ничего такого не случилось. Ничего хорошего, полезного для людей в условиях вражды не сделаешь.
Нужно понять: поскольку закон внедряется постепенно, переходный период займет три года, бюджет пока останется в районной администрации, а главы семи муниципальных образований пока будут работать на смете. Благодарен главам, что они все понимают и работают в одном ключе с администрацией района, оставив в стороне личные амбиции и не накаляя обстановку, работа, считаю, ведется сегодня целенаправленно, в деловом режиме. Два раза в месяц мы проводим рабочие совещания, обсуждаем наиболее значимые проблемы и тут же принимаем решения, как их исправить. Я думаю, что нам удается контролировать ситуацию на территории всего Вязниковского района, вовремя направлять денежные средства в наиболее болевые точки и не допускать социальной напряженности. Может, мне не совсем удобно это говорить, но мы работаем по принципу: они как бы мои заместители в своих муниципальных образованиях. Можно, конечно, требовать бюджет, имущество, делить, что и сколько кому, якобы, положено… Куда сложнее, на мой взгляд, сделать так, чтобы жизнедеятельность территории была обеспечена. А как эту жизнедеятельность обеспечить если большинство из семи наших вновь образованных муниципальных образований финансово несостоятельны. Они просто не в состоянии собирать столько налогов, чтобы жить самостоятельно и решать свои задачи.
Вот простой пример: в дни праздника мы открыли после капитального ремонта (после пожара) детский сад на станции Сарыево. Муниципальное образование Сарыевское этого никогда бы не сделало, потому что ремонт детского сада вылился примерно в восемь годовых бюджетов этой территории. Вот и все. Можно разделяться, можно работать самостоятельно, никому не подчиняться и тихо погибать. Стоит ли это делать? Сейчас у нас выстроилась нормальная и уважительная система взаимоотношений. Я никем не командую, и главы как бы признают за мной первое слово.
— Одной из главных задач реформы было заявлено: приблизить власть к народу. Вы считаете, получилось?
— Власть мы приблизили, но без финансовой состоятельности ничего не получится. Пока муниципальные образования не будут иметь денег столько, сколько нужно, ну если не ускоренное развитие, то хотя бы на безбедное проживание, ничего не получится.
— Переходный период в реформе МСУ займет три года, а главы почему-то избраны на два?
— Я не могу это комментировать: так решили областные власти. Правильно это или неправильно — дело уже сделано. Глядя на то, как реформа началась, выводы разняться. Где-то все идет тихо и спокойно, не возникает экстремальных ситуаций, вопросов нет — можно было бы избирать и на четыре года. А где-то уже началась «драка», — везде по-разному.
Идея-то в принципе была заложена здравая: посмотреть на действия нового закона, с наименьшими потерями обкатать его в территориях , посмотреть, как это все получится, а уже потом, возможно, внести коррективы, войти в Госдуму с новыми законодательными инициативами. Пока же, можно сказать, на каждой территории все идет по-разному, везде одинаково не бывает.
— Деление нашего района на муниципальные образования оптимально? Спрашиваю, потому что в других регионах нашей области уже начались судебные процессы по поводу границ внутри одного и того же района.
— В нашем районе деление провели оптимально, потому что мы загодя его хорошо продумали. Есть, правда, проблемы. Какого плана? Услуги загса. Но это Федеральный закон трактует, что услуги загса оказывать только на уровне района. Нам уже удалось добиться, чтобы эти услуги оказывали в Никологорах и Мстере. Работаем дальше. Направили в ЗС предложение, чтобы в каждом муниципальном образовании услуги загса были. Нотариат ввести во все центры муниципальных образований пока не удается. Здесь мы идем другим путем: устанавливаем график приема нотариусов во всех крупных населенных пунктах. Люди будут знать, что именно в этот день в их поселке будет работать нотариус.
— Кое-кто в области торопится и хочет со сметы на бюджет перейти уже с 1 января будущего года…
— Да, такое есть. Торопят и Губернатора и ЗС: немедленно отдайте бюджет, имущество и т. д. Спешат в Александрове, Гороховец спит и видит себя владельцем всего и вся. У нас такого нет, потому что все понимают, что это постепенный процесс.
— А когда же, наконец, местное самоуправление получит те самые финансовые средства, чтобы по-настоящему стать местным самоуправлением?
— Увы, сегодня мы имеем систему, которая изначально повернута с ног на голову: все сборы и налоги идут в центр. Центр все оставляет у себя. Депутаты отщипывают куски на лоббируемые ими территории, этим же занимается лобби в правительстве, да и всех этих лоббистов вообще трудно сосчитать. Считаю, что вся эта пирамида должна быть перевернута. Должны быть установлены четкие критерии: собирает на нашей территории налоговая инспекция определенную сумму налогов и на уровне казначейства распределяет их сразу: часть оставлять на местах, чтобы муниципальные образования были в этом плане защищены, гарантированно, другая часть отправляется наверх: на содержание армии, осуществление внешнеполитической деятельности, на содержание аппарата правительства, Президента и т. д. Нам нужен именно такой закон, но его нет, по-прежнему все делят наверху и до нас доходят крохи, которые уже не делятся. Действует остаточный
принцип финансирования МСУ. О переменах пока остается только мечтать.
— В каком из семи муниципальных образований района дела обстоят наиболее напряженно, иными словами, кому сейчас всех трудней?
— Ну, если считать по доходам, подчеркиваю, по собственным доходам — это МО Сарыевское. Оно, увы, самое бедное. Почему мы его создали, а не присоединили, скажем, к Мстере? Потому что оно территориально (дорожным сообщением) выделено в особый угол: Сарыево, Осинки, Шустово. Ни с городом, ни с Мстерой близко не соотносится. Решили оставить там свою власть, чтобы она, эта власть, более оперативно решала все свои злободневные вопросы. Что в общем-то получается. А. И. Крылов один из самых деятельных и беспокойных глав, который успевает добиваться решения всех, возложенных на него вопросов. Он очень добросовестный человек, серьезный руководитель. Мы даже в этом МО использовали, если так можно сказать, своеобразное ноу-хау: совет находится в с. Сарыево, а администрация — в Осинках. Здесь мы опять же не оторвали власть от населения. Конкретному человеку какая разница, к какому чиновнику придти и выложить свои беды, пожелания и добиться нужного решения. У нас и в других МО нет заброшенных зданий администраций.
Может, кто и скажет, что часть их них нужно бы освободить, но кому они в глубинке особо нужны. Получили бы дополнительные заброшенные дома. Вот и все.
— Евгений Михайлович, Вы возглавляете ассоциацию муниципальных образований области, это вам помогает в работе у нас в районе?
— Я пока еще не успел в полной мере этого ощутить. Только что прошло становление федеральной структуры — конгресса муниципальных образований, сейчас мы начнем осуществлять планомерную деятельность в своей работе, вот тогда все и выяснится. Но то, что мне и нашему району это пойдет на благо, я не сомневаюсь. Без лишней самоуверенности могу сказать, что политического веса на уровне области это мне добавило. Чувствую это, скажем, когда вхожу в кабинеты различных областных руководителей. С точки зрения личной загруженности работы несомненно прибавилось. Чаще предстоит выезжать во Владимир, Москву, но то, что это плюс для Вязниковского района, не сомневаюсь.
— Из всех семи глав вновь избранный у нас только один. Как Вы оцениваете его работу?
— Вы имеете ввиду главу Вязников Александра Николаевича Фролова? Да, он единственный, если так можно сказать, новичок, у всех других был опыт работы. А он приступил к своим обязанностям прямо 1 января 2006 года. Александр Николаевич стремится вникать в проблемы, стремится работать. То, что ему еще многое нужно постигать, это естественно. У него, к примеру, есть свежие взгляды на решение многих вопросов, не такие, к каким мы уже успели привыкнуть. Это нормально. Я в целом оцениваю его работу положительно.
В. ЛЬВОВ.
ZAMor
says:Kbpyek DTVe