Мир может быть прекрасным
Здесь они становятся совершенно другими, начиная каждое утро с доброжелательного приветствия, а день заканчивая пожеланием доброй ночи. Здесь на завтрак — пища викинга, а на обед — кочевника, ужин же — лесника. Здесь они спят в палатках, умываются ключевой водой и работают так, что взрослые не могут за ними угнаться.
За работу получают «добрики». Эти «добрики» здесь ценятся на вес золота, ведь если их будет у твоего отряда больше, то ты и твои товарищи получат орден доброты. Поверьте, они очень хотят иметь этот орден. Для них это важно. И они еще не знают, что их капитаны во главе с начальником лагеря Вероникой Геннадьевной Малакановой для каждого отряда приготовили уже ордена. И на прощальном костре, в 12-й вечер их совместной кочевой жизни каждый получит свою заслуженную награду: кто — орден доброты, кто — мужества, кто — героя.
По сути все они — первопроходцы — герои первой смены лагеря «Исток», лагеря необычного, аналога которому еще нет во Владимирской области: он кочевой, палаточный, спортивно-трудовой, за две недели своего существования сменивший три стоянки. Сначала базировался под Станками, потом — за Барско-Татаровом, на речке Мстерка, и последняя стоянка — возле Свято-Казанского скита Богоявленского монастыря под Акиньшином.
38 подростков в возрасте 13-18 лет вместе со взрослыми с рюкзаками совершали километровые переходы с места на место, разбивали трижды лагерь, обустраивали стоянку, быт…
Название «Исток» — «говорящее», в каждой его букве зашифровано слово, раскрывающее характер выполняемой ребятами работы. Например, в первой «и» — слово «искатели»: ищут адреса социальной помощи; «с» — «спасатели»: спасают природу, борются со стихийными свалками, прореживают делянки в лесхозе, пропалывают, окучивают… В результате, лесничие, не ожидавшие от трудных подростков такой деятельной помощи, только руками сейчас разводят: «Где вы раньше были? Как жаль, что ваш лагерь заканчивает работу, у нас еще столько дел!»
И вправду жаль — и детям, и взрослым. Авантюрная, на первый взгляд, идея собрать в лесу трудных подростков из малообеспеченных, социально-неблагополучных семей, поселить их в палатках и дать им работу, оказалась очень жизнеспособной. А родилась эта идея в недрах Вязниковского центра соцзащиты и отдела физической культуры и спорта, нашла поддержку со стороны районного координационного совета по организации детского летнего отдыха. В результате совместных усилий и был организован этот лагерь на базе областного государственного учреждения социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Росинка».
Мы приехали в лагерь июльским солнечным днем. Накануне прошли два сильнейших ливня, и проселочную дорогу порядком размыло, но «Буханка» из «Росинки» привычно продралась сквозь бездорожье, везя обед «истоковцам», лотки с пирогами от председателя Вязниковского отделения общественной организации Владимирского Союза женщин Е. В. Виноградовой и гостей.
Гости в «Исток» зачастили, особенно после того, как информация о его существовании появилась в прессе и на телевидении. Накануне нашего визита приезжали журналисты из Владимира, а мы привезли с собой старшего лейтенанта полиции, 5-кратного чемпиона мира по кикбоксингу Александра Викулова и И. В. Мазурину — старшего оперуполномоченного группы межведомственного взаимодействия в сфере профилактики управления ФСКН по Владимирской области.
Визит этот был организован в рамках программы профилактики борьбы с наркоманией среди подростков. Александр Викулов не только пообщался с ребятами, раздал автографы, но и провел мастер-класс. А пока ребята (и девчонки, кстати, тоже) с явным удовольствием выполняли команды и упражнения под руководством чемпиона мира, я слушала их истории, маленькие и каждые по-своему безрадостные:
— Вот Никита, стоит на учете в комиссии по делам несовершеннолетних; из социально-опасной семьи…
А это Саня. У него рука сломана. Из-за нее мы не хотели его брать в лагерь, ведь здесь работать надо, а он упросил. Взяли. Не пожалели, он у нас в лагере главный водонос, с одной рукой справляется не хуже, чем иной другой с двумя.
Вон та девчонка, что вместе с мальчишками бегает, -лидер, заводила, во всех соревнованиях участие принимает… Она — тоже из «трудных».
Сергей — на учете комиссии по делам несовершеннолетних, условно-осужденный…
У нас здесь в лагере, как минимум, десять «трудных» детей, из них трое — условно-осужденных.
— Боялись с такими в лес ехать?
— Были опасения, что драки, конфликты могут возникнуть. Но тут серьезных ссор не было.
Вы знаете, они тут совсем другие, чувствуют себя на равных со взрослыми и ответственнее, и серьезнее. Сами выбирают себе объект работы, никакого принуждения. Здесь младшие тянутся за старшими, а те не гонят их и берут «под свое крыло».
Здесь у них появилось желание чему-то научиться, заниматься в каких-то секциях. Вот и к Анатолию Михайловичу Карпову (инструктор физкультуры) уже половина ребят записалась.
Они подружились между собой и «забивают» дату будущей встречи в городе. А еще мы планируем все встретиться в следующем году. И есть те, кто просятся на следующее лето в «Исток-2»…
Когда Вероника Геннадьевна рассказывает о прошлом ребят, невольно начинаешь искать глазами колючий взгляд, агрессию, а натыкаешься на чумазые от черники детские лица, добрые и простодушные глаза, открытые улыбки. Они ласковые и совсем еще дети, здесь, где их любят, где их слышат, где в них верят и где они на равных с миром, который, оказывается, может пахнуть солнцем и сосной, где в траве стрекочут кузнечики, а грибы растут прямо у тропы, где можно спуститься с пригорка и окунуться в святой источник. И говорят, если верить, то волшебная вода смоет с тебя все напасти и хвори. И еще будет хорошо. И все еще в жизни сложится.
Н. БАРЫБИНА. Фото автора.