А.Д.Тельчаров «Вязники. Историко-краеведческий очерк»
От авторов электронной версии.
Данная книга вышла в 1986 году. Издатель — Верхне-волжское книжное издательство, г. Ярославль. Автор, как и полагалось в то время, рассматривает историю своего края через призму власти Советов. Конечно, сейчас с позиции нового времени такое повествование смотрится несколько иначе, а молодому читателю некоторые моменты, возможно, и вовсе покажутся ироничными. Однако прочитать рекомендуем. Мы долго думали, убирать или нет из электронной версии такие главы как «На путях к октябрю», «Мы наш, мы новый мир построим», но потом решили оставить все как есть по первоисточнику. Вряд ли стоит делить историю на белую и красную, на нашу и чужую. История едина, история Великой страны, свою лепту в которую внесли и жители Вязниковской земли.
Из книги А.Д.Тельчарова «Вязники. Историко-краеведческий очерк», Ярославль 1986г.
«…До революции стоявший на Московско-Нижегородской дороге город Вязники посещали писатели и поэты. В 1833 году через него проехал A. С. Пушкин. Он торопился в Оренбургскую губернию для сбора материалов к «Истории Пугачева». Уездные нравы описал в повести «Тарантас» В. А. Соллогуб.
Стоявший на Владимирке город видел деятелей русского освободительного движения. Здесь бывал Н. А. Добролюбов, оставивший в августе 1853 года такую запись о вязниковских обывателях: «Пo утру 5-го, в четвертом часу, — в Вязниках. Напившись чаю, пока закладывали лошадей, я прошел его вдоль и поперек и, кажется, навел на жителей города великое удивление: по крайней мере, все встречные кланялись мне с какой-то нерешительностью и боязнью». В августе 1861 года через город проезжал Н. Г. Чернышевский. Впечатления о Вязниках отразились в путевых очерках В. А. Слепцова «Владимирка и Клязьма».
В 1853 году в Вязники впервые приехал Н. А. Некрасов. Он остановился на постоялом дворе просвещенного купца М. И. Сизякова. Узнав от него о мстерском просветителе И. А. Голышеве, его литографии, лубках, которые разносили по деревням бродячие торговцы-офени, Н. А. Некрасов решил съездить в Мстеру. Поездка состоялась летом 1861 года. Впоследствии И. А. Голышев вспоминал: «Он объяснил, что едет в Петербург из своего имения и что нарочно заехал в Мстеру, чтобы узнать об офенях и о книжной торговле, которую они производят. Разумеется, я с полнейшей охотой предложил ему сообщить все интересовавшие его сведения. По моему совету, Некрасов решил, что брошюрки с его стихами будут продаваться в виде маленьких книжек, в формате обыкновенной лубочной листовки и будут называться «Красными книжками». Договоренность состоялась. Высылая в марте 1862 года И. А. Голышеву первую «Красную книжку», Н. А. Некрасов писал: «Милостивый государь! Посылаю Вам 1 500 экземпляров моих стихотворений, назначающихся для народа. На обороте каждой книжечки выставлена цена — 3 копейки за экземпляр,— потому я желал бы, чтобы книжки не продавались дороже: чтобы из 3-х копеек одна поступала в Вашу пользу и две в пользу офеней (продавцов) — таким образом, книжка и выйдет в три копейки, не дороже. После Пасхи я пришлю к Вам еще другие, о которых мы тогда и поговорим. Желаю Вам полнейшего успеха в Ваших делах. Н. Некрасов».
«Красная книжка», в которой была напечатана поэма Н. А. Некрасова «Коробейники», мгновенно разошлась в народе. Через некоторое время офени распространили вторую «Красную книжку». В ней были опубликованы стихотворения Н. А. Некрасова «Забытая деревня», «Огородник», «Городская кляча», «Школьник» и сказка А. Ф. Погосского «Бобыль Наум Сорокодум». Книжки шли в народ, будили мысль, способствовали демократическому воспитанию читателей. И.А. Голышев писал Н.А. Некрасову:
«Вы даете возможность пользоваться бедному сословию полезными Вашими книжками и украшаете народную книжную торговлю». Это поняла цензура, заретившая издание третьей «Красной книжки». Владимирский губернатор наложил запрет на распространение выпусков книжек в деревнях и на сельских ярмарках. Однако дело было сделано — произведения Н. А. Некрасова пошли в народ.
Память о Вязниках отразилась в повести Н. А. Некрасова «Тонкий человек, его приключения и наблюдения». Бывая на сельских ярмарках в Мстере, Холуе, других селах Вязниковского уезда, Н. А. Некрасов вспомнил о них в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Память о вязниковских вишневых садах воплотилась в строчках стихотворения «Зеленый шум»:
Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые,
Тихохонько шумят…
Вязниковцы хранят память о Н. А. Некрасове. Мемориальная доска на сохранившемся доме М. И. Сизякова напоминает о его приездах.
В советское время Вязники стали одним из литературных центров Владимирской области. Вязниковская поэтическая традиция берет начало с творчества А. Фатьянова. «Он был одним из любимейших поэтов народа, поэтов, чьи песни пелись буквально на всех углах. Большинство песен Фатьянова пронизывает нестынущая любовь к России», — писал Лев Ошанин.
Алексей Фатьянов родился в 1919 году в деревне Малое Петрино, давно вошедшей в городскую черту. Впоследствии он писал:
Там, под липами, в старом доме,
Я родился в голодном году,
Там навек полюбил я гармони,
Соловьев и берез красоту.
Вот эти-то гармони, соловьи, березы нашли выход в песенной по поэзии А. И. Фатьянова. Вязники являлись истоком песен, песенного вдохновения. Об этом говорил С. Никитин: «Любил он этот приклязьменский городок прямо-таки по-сыновьи. Истоки его творчества оттуда… и еще от войны, как у всех поэтов этого поколения»…»
Книга имеет красивую и удобную оболочку. Формат — .exe
Электронная версия предоставлена сайтом vyazniki.ru
Скачать: [attachment=6]
khomyakelena
says:Книгу такую имею с подписью автора, так так дружим с детства и по ныне, но с большим удовольствием скачала её электронную версию, спасибо!