//   Погода:
Новости

Наши налоги и как на них выжить… дорогам

ЕДВА ли не половина жалоб, поступающих в редакцию[газеты МАЯК], — сетования на ужасное состояние дорог. В письмах упоминаются «убитые» дороги по улицам Советской, Благовещенской, Заливной, Антошкина. При желании каждый житель Вязников список может продолжить. Автомобиль давно уже не роскошь, а автовладелец, впрочем, как и пешеход, сталкивается с этой проблемой ежедневно, причем первый — в самом прямом смысле слова, когда колесом своего автомобиля попадает в очередную яму. Что после этого делать водителю? Как всегда ждать и надеяться, что когда-нибудь наши дороги приобретут благопристойный вид. Вопрос только: когда?
Раньше, помнится, был в нашей стране актуальный лозунг: кадры решают все. Сегодня на первый план вышел другой, более прагматичный словесный изыск: все решают финансы. Другими словами, любой ремонт, в том числе и ремонт дорог, требует финансовых вливаний. А если денег нет, оставайтесь с тем, что имеете: в нашем случае убогие дороги.
Как это часто случается, проблемы себе мы сами же и создаем. Речь не о всех, а только о тех, кто имеет транспортное средство (часто не одно), а транспортный налог не платит. Назначение налога очевидно даже для неспециалиста в знании бюджетных и налоговых схем: он целиком идет на ремонт дорог. И пусть сначала этот налог поступает в областной бюджет, а в наш район возвращается в виде дотации, суть от этого не меняется: чем меньше соберем здесь, тем меньше получим оттуда. В прошлом году, отмечалось на совещании у заместителя губернатора Е. А. Карпова, недоимка по области по транспортному налогу составила 50 миллионов рублей. В нынешнем году наметился устойчивый рост недоимки.
В руках у зав. отделом налоговых и неналоговых доходов администрации района И. В. Смирновой толстая пачка бумаги со списками неплательщиков. В ней только тех, у кого задолженность свыше тысячи рублей, более тысячи фамилий. Есть и такие, у кого долги составляют двадцать-тридцать и более тысяч рублей. Для работы с неплательщиками в администрации создан специальный координационный совет. На последнее его заседание вызывалось 105 должников, явились 20. Те, кто пришли, по большей части осознали свою неправоту и пообещали в ближайшее время долги погасить.
Всего несколько лет назад квитанцию об уплате транспортного налога предъявляли в ГИБДД при прохождении техосмотра. Проблем было намного меньше. Без талона о прохождении техосмотра выехать из гаража мало кто решится. Сейчас налоги — в ведении налоговой инспекции, в принципе, там, где им и положено быть. Получается, кнут убрали, взамен оставили возможность уповать на совесть. Однако не у всех автовладельцев совесть — лучший контролер. Пожертвовав своим выходным, И. В. Смирнова целый день пробыла в ГИ БДЦ, на площадке для проведения техосмотра. С одним из неплательщиков, за которым более тысячи рублей долга, встретилась у смотровой эстакады. Автовладелец чувством ответственности проникся, долг погасил. Но каждого должника вот так за руку к окошечку сберкассы не подведешь.
Часто уже бывшие автовладельцы сильно осложняют себе жизнь, а заодно и напрягают разного рода контролирующие инстанции тем, что продают свои автомобили по доверенности или же не снимают с учета в ГИБДД технику, давно превратившуюся в хлам. Продали или бросили и забыли, а налог начисляется. Не легче ли потратить время на оформление документов в РЭО, чем потом тратить нервы и деньги в судах.
Неплательщики, физические лица — только одна сторона медали. Другая сторона — юридические лица, имеющие в своем распоряжении технику и отказывающиеся за нее платить транспортный налог чаше всего по причинам безденежья. Несомненные лидеры здесь -предприятия ЖКХ, СПК и текстильные предприятия, проходящие процедуру банкротства.
С уплаты транспортного налога, повторю, из областного бюджета наш район получает дотацию. В этом году нам предполагается выделить десять миллионов рублей (вырастет недоимка, дотацию в полном объеме не получим). Много это или мало, судите сами. Ямочный ремонт одного метра асфальтового покрытия обходится в триста рублей. Утолщение покрытия на пять сантиметров (без ремонта основания) одного километра дороги стоит уже два миллиона рублей. А у нас кроме города есть еще городские поселения, есть сельские поселения, дороги в которых тоже требуют ремонта. Хочется привести цифры, пусть они напрямую и не связаны с обсуждаемой темой, но уж очень показательны. Только на содержание дорог областного подчинения (без муниципальных и федеральных) необходимо 2,5 миллиарда рублей. Все, что может по максимуму собрать областной дорожный фонд, — 700-800 миллионов. Это, повторю, на содержание — без нового строительства, реконструкции и капитального ремонта. Сегодня цена одного кубометра ковровского щебня превышает 500 рублей, не говоря о гранитном щебне.
Сама по себе областная дотация — не панацея. Значительные средства заложены на ремонт дорог в местном бюджете. В нем ремонт дорог — лишь единая строчка, хотя, возможно, и наиболее наглядная. В целом же хватает и других, не менее важных проблем, решение которых бюджет обязан обеспечивать своим финансовым наполнением. Действующий в стране бюджетный кодекс к муниципальным бюджетам особой щедростью не отличается. Все, что мы можем собирать на местном уровне, — четыре налога, несколько госпошлин, доходы от аренды и несколько видов сборов и платежей. Вообще говоря, не густо. Но как только в кабинете Ирины Викторовны речь зашла о других налогах, в руках снова появились толстые пачки бумаги. Неплательщиков земельного налога исчисляют тысячами. Этих людей тоже приглашали на заседания координационного совета, из пятидесяти явились восемь. Должников по вмененному налогу на единый доход меньше, но суммы долгов у некоторых из них перевалили за сто и более тысяч рублей. Так называемую «вмененку» платят предприниматели. Когда-то этот налог ввели, чтобы упростить «частникам» финансовую отчетность, освободить от ненужных бумажных хлопот. Теперь они в ответ усложняют жизнь не сборщикам налогов, а каждому из нас. Общая задолженность по этому налогу — более 2,5 миллиона рублей.
Помнится, в 90-х годах неуплату налогов в стране называли национальным видом спорта, а иногда — народной забавой. Поиграли, позабавились вдоволь, может, пришло время взглянуть на эти проблемы по-другому. Не только спать спокойно, заплатив налоги, но еще и ездить, ходить…
В.ЛЬВОВ.

Поделиться новостью

Добавить комментарий