Ценители старины мечтают о бульдозере
Новое строительство в центре города, благодаря которому не в лучшую сторону изменился существующий здесь испокон веку архитектурный ансамбль, вызвало у определённой части вязниковцев резкий протест.
Нескольким более полугода назад привычный интерьер в центре города, на пересечении улицы Советской и Соборной площади, изменился. Здесь исчез деревянный павильон автобусной остановки, ничем особенно не отличающийся от подобных сооружений. Остановку перенесли на несколько десятков метров в сторону, а на старом месте началось какое-то строительство. Как водится, по городу поползли разнообразные слухи. Что за «стратегический» объект такой? Не помешает ли народу вести привычный образ жизни? Через журналистов эти вопросы дошли до главы администрации района Евгения Виноградова. Он успокоил встревоженных земляков: «Будет остановка». Вот так – ни более и ни менее. Тема, казалось, была исчерпана.
Тем временем место стройки было обнесено забором, и за ним стало подрастать сооружение, своей грандиозностью слишком мало походившее на павильон-предшественник. Постепенно из-за новостройки «ушли в глубокую тень» здания, появившиеся здесь ещё до революции и придававшие этому уголку города определённый колорит. Больше всего пострадал дом, на первом этаже которого разместился магазин «Мстёра» а на втором – офис его владельца, вязниковского предпринимателя Александра Мошнова. Поскольку ни для никого в городе не секрет, что глава района и предприниматель – давние оппоненты, сразу же возникло предположение, что новая «остановка» и задумана-то была с вполне конкретной целью – загородить магазин Мошнова, торгующий ювелирными изделиями, картинами и прочими товарами для эстетов, от взоров возможного покупателя. Эта версия была быстро растиражирована среди широких слоёв населения.
Однако первым забил тревогу по поводу нарушения «status quo» отнюдь не оказавшийся на задворках нового городского проекта предприниматель Мошнов. Большое неудовольствие в связи с неожиданными изменениями в центре города выразили краеведы и простые ценители старых Вязников. По их словам, город когда-то застраивался по генеральному плану, где применялась застройка полукаре, и этот кусочек был завершён на рубеже 19-20 веков. А поскольку Вязники относятся к числу исторических населённых мест России, то к новому строительству в старых районах города нужно относиться чрезвычайно бережно. Существуют же, в конце концов, охранные зоны, куда нельзя вторгаться. Об этом, кстати, говорит и Международная хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест, принятая в Венеции ещё в 1964 году и сформированная на опыте европейской традиции: «Если традиционное окружение существует, его не следует нарушать. Всякое новое строительство, разрушение и переделки, которые могли бы изменить взаимосвязь объектов и цветовую гамму, недопустимы». Хартией руководствуются реставраторы всего мира. Россия – не исключение, поскольку противоречия между её требованиями и нормативами Российского законодательства сегодня уже стёрты. Что касается новых документов, то можно обратиться к принятому в июне 2002 года Федеральному закону «Об объектах культурного наследия народов РФ».
В принципе, если посмотреть на этот кусочек города глазами краеведов, лучше бы ему обойтись вообще без павильона остановки, чтобы не закрывал он стоящих в глубине зданий. Лучшее для него место как раз то, где он сейчас и находится – временно. Но уж раз порешили оставить прежнюю площадку, то новый павильон на ней не должен быть выше 2,5 метров и быть сооружением воздушным – возможно, даже стеклянным. Однако это мнение, высказанное Донатом Андреевичем Обидиным на встрече с главой района Евгением Виноградовым, не убедило последнего.
Вдохновлённый активностью краеведов, попытался «выйти из тени» и Александр Мошнов. Ещё в декабре прошлого года он обратился с письмом в Государственный центр по учёту, использованию и реставрации памятников истории и культуры Владимирской области.
— Представители этого Центра выезжали к нам, — рассказал предприниматель. – И вот что я услышал от них: «Мы считаем, что это делается неправильно. Но ваши руководители настояли на том, что это сооружение временное». Я спросил, каким временем ограничивается период «жизни» этой остановки. Оказалось, окончанием формирования площади города. А площадь, в свою очередь, будет считаться сформированной с момента завершения восстановления Казанского собора. Но как можно говорить о восстановлении, если, как я узнал, есть документ, запрещающий создавать новоделы на месте разрушенных памятников?..
Александр Васильевич имеет в виду постановление правительства 1991 года, но здесь, кстати, уместно будет ещё раз вспомнить и Венецианскую хартию, которая в целом отрицательно относится к идее воссоздания утраченных или кардинально разрушенных объектов культурного наследия. По мнению Мошнова, до этой новостройки в городе была центральная площадь. А сейчас этот кусочек Вязников изуродован, здесь нарушены все нормы градостроительства. Выглянув из окна его офиса, я не могла не посочувствовать хозяину: мощное сооружение напрочь закрывало эту самую городскую площадь, вдоволь любоваться можно было только крышей павильона. Так что же это за остановка такая?.. За объяснениями обратимся к главе района Евгению Виноградову.
— Когда здесь была полусгнившая остановка, которая могла вот-вот сложиться, это почему-то всех устраивало. К ней примыкали разномастные киоски, и эта группа строений представляла страшную картину в исторической части города. Когда что-то стали создавать хорошее – все вдруг стали архитекторами. Мы уже не первый год занимаемся заменой остановок, и если в современной части города нет вопросов, как и из чего их делать, то насчёт центра пришлось долго думать. Сделать её деревянной – наверное, уже не то время. Сделать из современных конструкций – будет диссонировать с историческим центром города. Посоветовавшись коллегиально, решили сделать её из кирпича – но в один кирпич, не капитально. И форма её после отделки будет повторять фасады ближних старинных зданий. Высотой она будет не более полутора этажей, а у тех зданий – два и три этажа. Кому захочется их увидеть – увидят. Подумали мы и о том, что людям, ожидающим автобуса, будет приятно выпить чашечку кофе в торговых точках при ней, зимой зайти погреться. А вообще, с точки зрения длительной перспективы это сооружение временное и когда-то, вероятно, будет изменено.
Последним утверждением глава района вызвал недоумение многих жителей: зачем тратить деньги на временное сооружение? С другой стороны, павильон с магазинами в нём мало тянет на «времянку». Смотрится очень солидно (даже издали – настоящая глыба), да и отопление там предусмотрено. Магазинов, кстати, в окружении этой остановки – навалом. В Вязниках вообще уровень обеспечения населения предприятиями розничной торговой сети в расчёте на тысячу жителей раза в полтора превышает норму. «В нашем славном городе скоро будут одни магазины, базары – и не будет производства. Я вязниковскому театру абсурда уже давным-давно не удивляюсь», — подводит итог Александр Мошнов.
Несмотря на то, что сооружение вот-вот вступит в строй, его противники не успокаиваются и собираются писать в самые высокие инстанции. Самые отчаянные предлагают снести павильон бульдозером. Глава района смотрит на эти попытки проявления «гражданского сознания» весьма скептически. Он уже давно решил, что остановке – именно в таком виде – здесь быть. На его поле играют и те, кто равнодушен к городской архитектуре, считая подобные проблемы слишком мелкими. И всё-таки, каков ни будет исход, можно порадоваться тому, что у нас не так-то уж мало людей, кому небезразлично сохранение облика города и кто готов до конца отстаивать своё мнение, не боясь идти на конфликты с властью.
Светлана ЛИФАНОВА.
алексей
says:Уважаемая Светлана! Очень рад, что в Вязниках есть независимые от власти журналисты, которые открыто освещают проблемы нашего города! К сожалению, узнать о которых можно лишь из независимой прессы. Спасибо Вам за эту статью!