РЕФОРМА МСУ: ВРЕМЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
Вязниковский район — один из шестнадцати муниципальных районов Владимирской области. В его состав входят семь муниципальных образований, во главе трех из которых — городские поселения: г. Вязники, п. Мстера, п. Никологоры, и четыре сельских поселения: Паустовское, Октябрьское, Сарыевское, Степанцевское.
Всего в нашей области — 127 муниципальных образований: 5 городских округов, 16 муниципальных районов, 26 городских поселений и 80 сельских поселений.
СОТРУДНИЧЕСТВО органов власти и средств массовой информации в условиях реализации 131-го ФЗ — такова тема «круглого стола», в котором приняли участие руководители областного Законодательного Собрания и представители СМИ области. Открывая беседу, председатель ЗС А. В. Бобров подчеркнул, что местное самоуправление — самая близкая к людям форма публичной власти, и от того, насколько эффективно население управляет своей территорией, во многом зависит благополучие всех. Он подробно рассказал об истории развития МСУ в России, о том, как оно строится за рубежом. В целом же, по его мнению, реформа МСУ в области идет, она поддержана СМИ, что является очень положительным моментом.
Владимирская область не выглядит изгоем по внедрению 131-го ФЗ на уровне других регионов страны, отметил заместитель председателя Законодательного Собрания А. М. Синягин, непосредственно курирующий вопросы МСУ. Он сказал, что был и остается противником многих положений этого закона, даже в шутку назвал его «борьбой с сельской безработицей», поскольку кадры чиновников в каждом сельском поселении увеличились. Нелюбовь зампреда ЗС к существующей редакции закона о МСУ понять можно: последние десять лет он как раз занимался укрупнением муниципальных образований, прекрасно понимая, что «тощие кошельки к цели не приведут». В качестве эксперимента в 1995 году первым объединили город Киржач и Киржачский район, и «народу от этого хуже не стало». Вязники и Вязниковский район объединили в 2001 году, и главы наших муниципальных образований, кому довелось поработать и до, и после объединения, единодушны: укрупнение пошло на пользу. Тем не менее с 1 января этого года вместо 38 муниципальных образований их в области стало 127.
Существующая редакция закона о МСУ создала проблемы и там, где их никогда не было. По старому закону пять основных положений по записи актов гражданского состояния выполнялись в любой сельской администрации. В свете реализации 131-го ФЗ жители района вынуждены за любым свидетельством ехать в райцентр — этими полномочиями сегодня обладают только муниципальные районы и городские округа. Рабочая группа ЗС сегодня изучает возможность вернуть услуги загс во все сельские и городские администрации. Аналогичная ситуация с нотариатом. Смириться с таким положением дел трудно, но, увы, вытекают они из 131-го ФЗ.
Сейчас, правда, отметил А. М. Синягин, какое-то осмысление, что многое в этом законе нужно корректировать, у депутатов Государственной Думы появляется, но Госдума — очень нерасторопный орган власти: часто законодательной инициативы с мест там лежат годами.
Другая рабочая группа ЗС изучает возможность перевода со сметы на бюджет ряда городских поселений. Ее как раз возглавляет А. М. Синягин. По его словам, прежде, чем начать очередной виток передела собственности, все нужно тщательно взвесить: стоит ли делить, скажем, ЖКХ, вместо того, чтобы готовиться к зиме.
Откровенно неразумной зампред ЗС назвал и попытку некоторых чиновников на местах ликвидировать статус сельских старост, распустить КТОСы. Последние он назвал огромной силой, которые всегда только помогали органам местного самоуправления, экономить на них глупо.
Местное самоуправление — это благо, и никто в руководстве ЗС, отметил А. В. Бобров, против него не выступает. Но по-настоящему оно будет работать только тогда, когда все муниципальные образования станут самодостаточными. Сегодня отдельные территории обеспечивают себя доходами на два-шесть процентов, не хватает даже на содержание администраций. Концентрация финансовых средств по-прежнему осуществляется наверху, с каждым годом увеличивается количество дотационных территорий. Законодательное Собрание нашей области сделало шаг навстречу муниципальным образованиям, приняв закон, по которому власти на местах могут отказаться от областных дотаций, субвенций и субсидий, заменив их долей от областных налогов. Появляется возможность пополнить свой бюджет за счет большей собираемости.
Как несомненный шаг вперед в плане реализации реформы участники «круглого стола» отметили и создание в области Ассоциации глав МСУ, которое возглавил Глава Вязниковского района Е. М. Виноградов.
Продолжая дискуссию, представители СМИ выявили и другие моменты, которые реформа МСУ, если не обошла своим вниманием, то выставила в совершенно ином свете. Скажем, представительная власть на местах лишилась депутатской неприкосновенности. Журналистская братия, говоря откровенно, руку к этой проблеме приложила. А вот сегодняшняя ситуация, сложившаяся в Коврове, у тех же работников газет заставляет взглянуть на эту проблему по-новому. Если депутата ограничивают в полномочиях, налицо угроза гарантиям избирательных прав граждан.
Рассматривали участники «круглого стола» и другие вопросы, пообещав руководителям ЗС и впредь широко освещать в своих газетах проблемы и реалии МСУ.
В. ЛЬВОВ.