Не было бы проблем, не было бы и власти
Мой сегодняшний собеседник — глава муниципального образования поселок Никологоры Геннадий Николаевич Шляпунов — родился в деревне Воронино Горьковской области. После окончания Горьковского инженерно-строительного института в 1983 году получил распределение во Владимир, где и выбрал будущее место своей работы Никологорскую ПМК «Владмелиорация». Начинал мастером, потом работал прорабом, позже — главным инженером. В 2002 году по итогам конкурса был назначен главой Никологорского сельского округа, а в прошлом году, победив на выборах, стал главой муниципального образования поселок Никологоры.
Интересно, что, подъезжая к Никологорам в первый раз, Геннадий Николаевич увидел знакомое название — деревня Воронино и подумал: вернулся на родину. Точнее было бы сказать — обрел новую родину.
— Что Вы, Геннадий Николаевич, думаете о муниципальной реформе, о том, как она претворяется в жизнь сегодня?
— Когда я увидел 131 Федеральный закон в первый раз, внимательно ознакомился с ним, то он мне, откровенно говоря, понравился. Понравилась и его основная идея — приблизить власть к народу. Причем власть, работающую на местном уровне. Когда же в текущем году столкнулся с реализацией этого Закона, то, оказалось, вопросов он ставит больше, чем дает на них ответов. Попробую пояснить, что я имею в виду. Закон, на мой взгляд, для того и был принят, чтобы разграничить властные полномочия на разных уровнях. Прежде сельские администрации занимались решением насущных, повседневных проблем. Сейчас многие из этих проблем отдалены, оказались в
ведении районных, областных и федеральных структур власти. Взять к примеру куда уж как насущный для людей вопрос — регистрация актов гражданского состояния. Раньше он был в компетенции сельских администраций, сегодня, чтобы получить тот или иной документ, нужно ехать в город. Сейчас, правда, решается вопрос о том, чтобы открыть филиал загса в Никологорах, мы надеемся, что так и оно и будет. Такая же ситуация с нотариатом. Радует, что удалось найти взаимовыгодное решение по проблеме регистрации граждан по месту жительства, оставить его в ведении администраций муниципальных образований. Или, скажем, другая больная для нас проблема — вымороченное имущество. Есть такой специальный термин, это когда квартира или дом остается без хозяина, а наследники в права не вступают. Юридически жилье за кем-то числится, а фактически оно ничье, постепенно ветшает, приходит в негодность. Раньше мы могли взять его в муниципальную собственность. Сегодня это можно сделать, если только налоговая инспекция предоставит в суд соответствующие документы. А когда федеральной службе этим заниматься? И вот так чем дальше, тем больше.
— Какие еще большие проблемы создала для Никологор реформа муниципальной власти?
— Я бы не сказал, что она создала уж очень большие проблемы. Скорее, множественные мелкие неудобства, которые нам наверняка аукнутся на следующих выборах. От больших проблем нас спасло еще и то, что часть функций, возложенных по новому закону на нас на переходный период, мы делегировали районным властям. Это подтвердит любой из глав вновь созданных муниципальных образований. Не может быть так, чтобы новый закон заработал в полном объеме сразу после вступления в действие. Какой-то переходный период необходим.
Тем более у нас, в Никологорах, где жилищно-коммунальная инфраструктура имеет большие параметры, а связанные с этим проблемы — высокие тарифы, низкая платежеспособность населения, изношенность жилого фонда и инженерно-коммуникационных сетей — стоят еще более остро.
— Так мы и подошли к извечной и наболевшей проблеме муниципальной власти любого уровня — жилищно-коммунальному хозяйству.
— Весь жилищно-коммунальный комплекс в нашем поселке за последнее время прошел множество реорганизаций. Его делили, передавали управление отдельных служб в город, потом снова объединяли. Проблем от всех этих изменений меньше не стало. Скажу больше: они были, есть и будут. К сожалению, сама сложившаяся система не способна заставить работать муниципальные службы ЖКХ рентабельно. Если они, скажем, в этом году будут работать с прибылью, в следующем году они вообще не увидят никаких дотаций. Другая проблема, о ней я уже упомянул, характерна не только для Никологор, а для всех городов и поселков. Мы приняли на свой баланс жилье и коммуникации от предприятий в крайне изношенном состоянии. При нынешних достаточно высоких тарифах средства на капитальный ремонт не заложены, их едва хватает на текущее содержание. Много неплательщиков. Порой люди не платят не потому, что не хотят, а просто не могут. Чтобы оформить субсидии, нужно собрать множество правоустанавливающих документов. А ведь село есть село. Часто у близких родственников живут люди, прописанные в другом месте или не прописанные вообще. Неработающие великовозрастные дети живут с родителями-пенсионерами. Очень многое, я в этом уверен, в решении проблем ЖКХ смогло бы сделать создание товариществ собственников жилья.
— В Никологорах уровень безработицы высокий?
— Тот, что существует официально, может не такой уж и высокий. Но надо иметь ввиду, что у нас существует скрытая безработица. Люди вынуждены сниматься с учета в Центре занятости, когда им предлагают работу в городе размером в три тысячи рублей. За такие деньги ездить на работу в Вязники, это работать для того, чтобы работать. Автобусный билет до Вязников стоит семнадцать рублей, шесть рублей по городу. А если человек живет не в Никологорах, а, к примеру, в Шатневе, что тогда у него остается? Хотя формально транспортная доступность есть. Поэтому многие едут на заработки в Москву. Поработав там, быстро понимают, что 15 тысяч — для столицы деньги не такие уж и большие, лучше было бы за 6-7 тысяч работать дома, но где? Отсюда и возникает, пожалуй, главная проблема на сегодняшний день — создание рабочих мест. Подчеркну, что считаю эту проблему наиболее актуальной.
— Сегодня в поселке есть предприятия, которые работают устойчиво?
— Из тех предприятий, что были здесь в 1983 году, когда я приехал в Никологоры, действительно работающих осталось три: потребительское общество, Никологорская ПМК, ОАО «Никологорская швейная фабрика». Все остальные, если еще и работают, то имеют статус малых предприятий, численность на них не превышает ста человек. Раньше на агрегатном заводе работало около пятисот человек, в ПМК — триста, на «Большевике» — 1600 человек. Сейчас это прядильно-ткацкое предприятие прошло процедуру банкротства, обрело нового собственника. Думаю, что филиалы в Маловской и Ерофееве уже потеряны навсегда. Вот если бы на головном предприятии удалось довести число работающих хотя бы до восьмисот, мы бы уже смогли вздохнуть спокойно. В результате всех этих сокращений мы теряли то, что имели раньше. Был в Никологорах дом бытовых услуг, сейчас он банкрот. Закрылись мастерские по ремонту бытовой техники. Содержать их на селе стало невыгодно.
— Столь же нерадостно обстоят дела и в сельском хозяйстве?
— Юридически три СПК на территории муниципального образования числятся, земельные угодья за ними закреплены, а фактически работает в них не более десяти человек, из техники есть, может быть, один трактор и нет ни какой живности. В частных подворьях также количество скота постоянно сокращается. На днях, к примеру, проводил собрание в Маловской, там на всю деревню — всего пять коров, три из которых содержит местный фермер.
Могу привести другой пример: в 90-х годах мы организовали садоводческое общество, ему было выделено 24 гектара земли, занимались выращиванием картофеля. Тогда в него входило 240 человек, каждый имел по десять соток земли. В прошлом году картофель выращивали только шесть человек…
— Получается, Геннадий Николаевич, перед исполнительной властью Вашего муниципального образования стоит большое количество проблем. И как их решать?
— Проблем, действительно, хватает. Мы руки не опускаем, пытаемся их решать. Не было бы проблем, не было бы, наверное, и власти. Очень важно здесь, считаю, смотреть вперед, по возможности работать на опережение. Мы уже сегодня совместно с Советом народных депутатов нарабатываем пакет нормативных документов для того, чтобы защитить смету расходов на будущий год. Готовим для решения наших проблем материальную базу. Без финансовой поддержки проблемы так и останутся проблемами. И еще мне очень хотелось бы добавить следующее. Считаю, что главы администраций в муниципальных образованиях должны назначаться. На этих должностях должны работать профессионалы, и их нужно соответствующим образом обучать и готовить. Тем более, что для этого сейчас есть специальные учебные заведения.
Беседовал В. ЛЬВОВ.
Источник: МАЯК № 35 от 27 апреля 2006 года