О национальном проекте и ЕГЭ
В последнее время средства массовой информации «сбились с ног», рассказывая, как, где и в какой мере осуществляются приоритетные национальные проекты, обозначенные Президентом. Сегодня об одном из них, национальном проекте «Образование» — разговор особый, ибо затрагивает он каждую российскую семью, где есть дети. Какими они вырастут? Куда поступят учиться? Какие будут сдавать экзамены? Как будет оплачиваться труд учителей? Будут ли поощряться самые незаурядные из них и их самые способные ученики? Что это за шесть направлений национального проекта образования? Сколько из них уже реализуются? На эти и другие вопросы, волнующие, без сомнения, всех прогрессивных вязниковцев, даст сегодня исчерпывающий ответ начальник управления образования администрации района Г. А. Рогова:
— Обсуждение приоритетного национального проекта образования проводилось в течение длительного времени. Министерством образования был составлен сетевой график реализации этого проекта, который, к сожалению, был нарушен с самого начала, и поэтому сегодня из шести его направлений реализуется только два.
— Какие именно? Давайте остановимся на них поподробнее.
— Первое направление — «Дополнительное вознаграждение за классное руководство» реализуется с января текущего года. На сегодняшний день выплаты на территории Вязниковского района составили 1 миллион 113,7 тысячи рублей.
488 классных руководителей, работающих в 41 школе Вязниковского района, получают разную сумму за свою работу. Доплата зависит от количества детей в классе: в городских и в поселковых школах — по тысяче рублей, если в классе 25 и более человек; в сельских, если 14 человек и более. Там, где детей менее 25 и 14, выплата производится пропорционально количеству детей в классе.
— Каково второе направление национального проекта образования, реализующееся на территории Вязниковского района?
— «Стимулирование общеобразовательных учреждений к активному внедрению инновационных образовательных программ». Проще говоря — выявление лучших школ России, внедряющих новое, заботящихся о развитии детей через создание оптимальных условий жизнедеятельности.
Каждое образовательное учреждение, претендующее на гранд (а это миллион рублей единовременной выплаты), должно пройти два этапа конкурса: муниципальный и областной.
Одних только критериев участия пять. Это и наличие у образовательного учреждения самостоятельного баланса, и компьютерного класса с выходом в Интернет и собственным сайтом. Школа должна иметь все правоустанавливающие документы, быть инновационной, экспериментальной площадкой и не иметь нарушений трудового и образовательного законодательства за последние три года.
И если хотя бы один из этих критериев участия не будет выполнен, то не могут быть сданы материалы даже на участие в этом гранде.
— А критерии отбора также суровы?
— Ими оценивается содержание деятельности образовательного учреждения, ее системность: единство целей, задач, методов, форм, ожидаемого результата, реалистичная оценка своих сил… Безусловно, это — комфортность и защищенность ученика и учителя , создание безопасных условий функционирования; авторитет образовательного учреждения у учеников, их родителей, у общества…
— Как и в чем это оценить?
— Результативность работы оценивается по специальной таблице, составленной департаментом образования. А решать достойно ли данное образовательное учреждение получения гранда, проводить независимую экспертизу будет совет, состоящий из представителей общественных организаций, имеющих официальный статус и большой авторитет у территории. Членов этого совета избрал муниципальный совет по реализации национального проекта в районе во главе с Е. М. Виноградовым.
В область будут отправлены папки образовательных учреждений и решение нашего совета. А там вся процедура начнется сначала. Там свои советы, свои общественные организации произведут вторую экспертизу этих материалов.
— Сколько школ Вязниковского района будут бороться за гранд?
— Сначала этот марафон на получение гранда начали шесть образовательных учреждений района. В процессе работы их осталось три: Буторлинская и Никологорская средние общеобразовательные школы и Вязниковс-кая средняя общеобразовательная школа N 3.
— Каковы шансы наших школ-участниц на получение гранда?
— Трудно сказать. Всего на область дано 25 грандов. Области предписано организовать конкурс. В итоге за эти 25 грандов будут «сражаться» около 80 образовательных учреждений области.
Выберут 25 независимо от того, откуда эти образовательные учреждения. Все три наших школы могут занять первые три строчки, а могут не занять ни одной из 25.
Этот процесс отбора должен происходить в области с 15 апреля по 15 июня. Затем документы отправляются в Федерацию. А с ноября уже должны начать поступать гранды. Будем надеяться на успех, «держа кулачки» за наших претендентов. Они замечательные и готовились очень ответственно.
— Галина Александровна, расскажите коротко об оставшихся четырех направлениях национального проекта образования.
— Третье направление звучит так: «Мотивация к качественному педагогическому труду, государственная поддержка лучших учителей».
Это единовременный гранд в размере ста тысяч рублей, который может получить творчески работающий педагог, каких у нас немало и в городских, и в сельских школах.
«Подготовка одаренных детей, способной и талантливой молодежи» — следующее направление. Гранд в сумме 50 тысяч рублей получат большей частью победители олимпиад и конкурсов российского и международного уровня. А у нас будут выбираться победители областных конкурсов и олимпиад.
Еще одно направление -«Информатизация общеобразовательных учреждений», реализуется с августа 2006-го по декабрь 2007 года. Президент пообещал подключить все образовательные учреждения к Интернету на условиях софинансирования с регионом и муниципалитетом. Сюда же входит и поставка учебного оборудования в кабинеты физики и химии средних школ.
Можно сказать, что это направление в Вязниковском районе уже реализуется: в этом году наших школы N 5, N 9 и N 11 получили бесплатно новые компьютерные классы по федеральной и областной программам.
И шестое направление -поставка сельским школам автобусов.
— Галина Александровна, расскажите еще об одном нововведении, которое активно пришло на территорию, — о едином государственном экзамене.
— В Вязниковском районе, как и во всей Владимирской области, в 2006 году можно (подчеркиваю, что именно можно) сдавать экзамен по русскому языку и по математике в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ). При этом сочинение или изложение, которые пишутся в 11 классе, остаются обязательными, как и контрольная работа по математике.
Но если выпускник школы, училища или техникума решил пойти учиться в какой-либо владимирский вуз (техникум) или какой-либо московский вуз, который принимает результаты ЕГЭ, и должен будет там сдавать русский язык или математику, то он может выбрать форму ЕГЭ в школе и полученный за него результат отдать в приемную комиссию в институте.
— Когда будет проводиться единый госэкзамен у нас, в Вязниках?
— Он проводится по всей стране в одно и то же время. Даты ЕГЭ по России уже известны. Первый экзамен в нашей территории — по русскому языку. Он проводится 30 мая в 10.00. Второй экзамен в форме ЕГЭ — математика: 5 июня, в 10.00.
— Что нужно сделать, чтобы получить оценку на ЕГЭ?
— У нас в территории созданы три пункта приема ЕГЭ: в школах N 3, N 9 и Никологорской средней общеобразовательной школе.
Чтобы принять участие в этом экзамене, нужно заявить о своем желании в письменном виде до 25 апреля в любой средней школе по месту жительства. До 15 мая нужно получить пропуск в один из пунктов приема ЕГЭ. Пропуск этот именной. В нем указываются все данные учащегося по паспорту. Ошибок быть не должно.
В день экзамена нужно придти на один из пунктов приема ЕГЭ, к которому прикреплена ваша школа, имея при себе паспорт, пропуск и ручку с черной гелевой пастой. Без какого-либо из этих предметов допуска к ЕГЭ не будет. Таковы условия.
— А что это за экзамен, который будет проводиться 21 апреля?
— Это будет пробный ЕГЭ по математике. И если ученик будет сдавать ЕГЭ лишь по русскому языку, и ЕГЭ по математике ему не нужно, на этот пробный экзамен 21 апреля все равно необходимо придти.
— Зачем? Чтобы попробовать свои силы?
— Даже не так. Этот пробный экзамен — возможность избежать в дальнейшем непредвиденной ситуации. Это тренировка «общения» с единообразной документацией. Ведь в будущем этот навык очень пригодится. Жизнь показывает, что все чаще приходится иметь дело с унифицированной документацией. И потом, оценка за пробный ЕГЭ никуда не пойдет, а вот почувствовать атмосферу этого процесса удастся.
И есть еще один довод в пользу ЕГЭ. До тех пор, пока он — эксперимент, оценка, выставленная за этот экзамен в аттестат, будет увеличена на один балл.
И в заключение нашего разговора мне бы хотелось обратиться к жителям города и района: по всем интересующим вопросам, касающимся и национального проекта образования, и единого государственного экзамена, и событий, происходящих в нашей системе образования, вы можете получить информацию, зайдя на наш сайт управления образования: www.uproviaz.ru или обратившись к нашим специалистам по телефонам: 2-44-81, 2-67-65.
Н. БАРЫБИНА. НА СНИМКЕ: компьютерный класс школы N 5.
Источник: МАЯК №32 от 18 апреля 2006 года