//   Погода:
Новости

Техникум + Училища = ?

Увеличить картинкуВ настоящее время общеизвестно, что роль России в мировой политике и экономике  в стратегической перспективе зависит не только от того, сколько мы добудем и экспортируем нефти и газа, а от того, каким прежде всего интеллектуальным капиталом будет обладать страна, насколько она будет готова к развитию в России самых современных технологий и производства. Обеспечить этот процесс могут достаточно образованные и квалифицированные кадры. Нельзя не заметить, что на высшем уровне политической власти в стране существует не только общее видение стоящих задач, но и наличие определенных механизмов их реализации, в первую очередь через приоритетные национальные проекты, предложенные президентом Российской Федерации В.В. Путиным. Одним из них является модернизация системы профессионального образования в стране, которая призвана обеспечить Россию качественно новыми кадрами.
Во Владимирской области система профессионального образования представлена тремя уровнями подготовки специалистов: начальным, средним и высшим профессиональным образованием. Начальное профессиональное образование области включает 45 учреждений НПО, в том числе 36 дневных профессиональных училищ и 9 профессиональных лицеев. В профессиональных училищах и лицеях обучается 19 тысяч человек по 88 профессиям. Второй уровень – система среднего профессионального образования включает 32 государственных и 2 негосударственных учреждения, в которых обучается по 78 специальностям около 27 тысяч студентов. В области в сфере высшего профессионального образования действует 26 учреждений  и 7 филиалов, где по очной форме обучается около 20 тысяч студентов. В целом, на первый взгляд, статистика  весьма благополучна – растет число студентов, открывается новые кафедры, филиалы и т.д. Но если посмотреть внимательнее на происходящие процессы, то есть повод для беспокойства.
Во-первых, требование работодателей к уровню подготовки специалистов и качество профессионального образования, которое способно обеспечить в настоящее время сеть профессиональных  учебных заведений находятся в противоречии.
Во-вторых, пока нашему образованию не только не хватает финансовых средств, но и самых современных технологий обучения, нового лабораторного оборудования.
В-третьих, внешняя доступность профессионального образования все больше становится на самом деле вопросом той цены, которую родители в состоянии заплатить. Совершенно ясно, что даже при росте благосостояния значительной части населения за последние годы большинство семей не в состоянии позволить себе оплачивать образование своих детей в ВУЗах, ССуЗах, которые дают качественное образование.
В-четвертых, по вполне объективным причинам во многих профессиональных учебных заведениях страны преподают люди, не обладающие способностью передать знания современного видения мира и обеспечить возможность быть специалистом на уровне требований сегодняшнего дня.
В-пятых, потребности рынка труда находятся в достаточно сложном противоречии с рынком образовательных услуг и профессиональными предпочтениями граждан. Результаты исследования показывают, что промышленное производство не входит в сферу устойчивых профессиональных интересов молодежи. Существующий дисбаланс по уровням, объемам и профилям профессиональной подготовки рабочих кадров и специалистов и их востребованности на рынке труда приводит к тому, что по одним профессиям и специальностям обостряется дефицит, а по другим, ввиду избыточности подготовки, возникает безработица.
В-шестых, демографическая проблема, с которой много сказано и говорят средства массовой информации и аналитики.
На мой взгляд, еще не все проблемы профессионального образования обозначены, я назвал лишь те, которые нельзя не заметить. Безусловно, многое из вышеперечисленного будет решаться в рамках реализации национального проекта в сфере образования, модернизации профессиональной подготовки.
Правительственная концепция модернизации образования выдвигает в качестве одного из приоритетных направлений развития системы профессионального образования, создание образовательных комплексов путем горизонтальной и вертикальной интеграции учреждений НПО, СПО, ВУЗов. Такие процессы начались в стране с 2000 года, вначале оптимизация сети учреждений проводилась в экспериментальном режиме в Чувашии, Ярославле, Самаре. В настоящее время интегрированные учебные заведения работают в Москве, Санкт-Петербурге, Барнауле, Перми, Ростове-на-Дону, Смоленске, Новосибирске и других городах России. В начале ноября 2005 года в Волгограде на всероссийском совещании обсуждались проблемы развития образовательных комплексов. Буквально на днях на рабочей группе Госсовета в Петрозаводске прозвучала идея поддержки и необходимости объединения ПТУ и ССУЗов.
25 октября 2005 года подписано Постановление Губернатора Владимирской области № 597 «Об основных направлениях реструктуризации сети областных государственных образовательных учреждений профессионального образования Владимирской области», в котором определено «… реорганизовать областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования  «Вязниковский механико-технологический техникум» г. Вязники в форме присоединения к нему областного государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище № 12» г. Вязники, областного государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище № 20» г. Вязники и областного государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище № 48» г. Вязники» Другим Постановлением Губернатора от 28 февраля 2006г. № 140 «О реорганизации областного государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Вязниковский механико-технологический техникум» уточнены сроки – присоединение училищ к техникуму произойдет с 1 июля 2006 года. Безусловно, государственное образовательное учреждение, каким является техникум, обязано выполнять решения государственных органов управления, взвешенное Министерством образования и науки РФ, администрацией нашей области. Приказом департамента образования администрации Владимирской области № 42 с 1 февраля 2006 года на базе нашего техникума открыта областная опытно-экспериментальная площадка «Создание модели центра непрерывного профессионального образования в условиях малого города. С 1 июля  фактически техникум, хотя и не поменяет название, станет центром непрерывного профессионального образования, многоуровневым, многопрофильным учебным заведением, где будет осуществляться подготовка по 11 профессиям НПО и 7 специальностям СПО. По численности обучающихся и работающих (около 2-х тысяч) это будет самое большое профессиональное образовательное учебное заведение области. Мы будем одновременно вести прием на обучение по программам НПО, а других со сдачей вступительных экзаменов на обучение по программам СПО. Планируем создать три факультета в структуре техникума: электрорадиотехнический и автомеханический в здании ПУ-20, экономико-технический в нынешнем здании техникума, социально-строительный на базе здания ПУ-48, здесь же хотим создать центр социально-педагогической поддержки учащейся молодежи. В составе техникума останутся мастерские ПУ-12 и УПМ на улице Сергиевских, досуговый центр на базе спорткомплекса ВМТТ. Что же положительного ожидается в создании интегрированного учебного заведения? Будет исключена дублированность подготовки специалистов, например, если два училища в городе готовили продавцов, то в новом учебном заведении подготовка будет осуществляться в одном здании. Объединение поможет грамотно выстраивать стратегию управления ресурсами профессионального образования, рационально использовать материальную базу. Обучающимся будет предоставлена возможность на любом уровне профессионального образования продолжить свое обучение, будет разработаны сквозные учебные планы и программы, предусматривающие сокращение сроков обучения. Кто-то, получив документ о получении профессии, пойдет работать, а хорошисты могут продолжить обучение по программам СПО. Заботой особой важности станет создание единого воспитательного пространства для молодежи. Объединение позволит эффективнее взаимодействовать с рынком труда, работодателями, центром занятости.
Техникум не первый год работает, тесно взаимодействуя с общественностью города и района, например, сейчас проходит общественная аттестация подготовки молодежи по специальности «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования».
Данным выступлением мы хотим провести общественную экспертизу проводимой интеграции профессиональных учебных заведений в городе. Мнения вязниковцев обязательно будут учтены в процессе непосредственной работы, оно может быть высказано письменно в наш адрес по ул. Герцена, д.42, телефону горячей линии 3-02-16, на сайте техникума http://www.vmtt.ru.
 
Директор ОГОУ СПО «Вязниковский механико-технологический техникум»
А.И. Максимов

Поделиться новостью

Добавить комментарий