Трагедия в Москве — взгляд из Вязников
Последнее время все рушится и валится. Несчастный снегопад в России (!) способен обрушить крышу рынка… Это полнейший абсурд. Говорят, что и раньше бывали подобные случаи, но их, дескать, скрывали от народа. Полная чушь. Все дело в изменившихся под рыночную экономику строительных требованиях. Поясню, что имею в виду…
Мне с 1963 по 1968 год посчастливилось учиться при Б.В.Борухсоне в Вязниковском льнотехникуме, диплом я защитил на «отлично», а главный инженер Вязниковского льнокомбината Михаил Федорович Пузырев написал (где-нибудь сохранилось в архиве), что «с технической точки зрения проект реконструкции льнокомбината под выпуск брезента артикула (не помню номер) безупречен и может быть воплощен в жизнь». Техникум в те времена котировался очень высоко в стране, а в Латвии, скажем, на предприятии «Латвияс лини» делали заявку только на выпускников Вязниковского техникума, хотя в Рижском политехе был текстильный факультет…
Нам давали столько совершенно, казалось мне тогда, ненужной информации и настолько глубоко… Теперь понимаю, что именно такое образование важно и нужно вне зависимости от основной профессии. Мне, ткачу пришлось делать расчеты уровня высшей математики, рисовать эпюры, доказывать в дипломной работе выводами сопромата, что мои запланированные монорельсы выдержат в здании постройки 1929 года! Позже эти монорельсы для перевозки тяжелейших навоев с основами действительно были сооружены в цехах комбината. Они существуют и сегодня. Так что, соображения мои — не «журналистские измышления», а добротное знание дела.
Почему же происходят обрушения и почему нам не называют никогда истинную причину этих катастроф? Почему и по крупному, и «по мелочи» постоянно все что-нибудь разваливается и выходит из строя?
Дело в том, что изменились технические, в данном случае, строительные требования. Когда-то в обязательном порядке все расчеты во всех отраслях экономики, а тем более, — проектировании и реконструкции зданий в абсолютно обязательном порядке УМНОЖАЛИСЬ на 100. То есть, предположим, (упростим для примера) стул выдерживает по всем расчетам вес в 200 килограммов. И эта цифра автоматически не только в строительстве или мебельном производстве, увеличивалась в 100 раз. Стул мог выдержать, таким образом, 20 тонн. И — самое главное, эта цифра утверждалась… аж в Госплане. Любой гвоздь такую процедуру
утверждения проходит. Да, новое из-за этого долго не появлялось на свет. Пока там все пересчитают и утвердят! Но если этот новой конструкции стул, наконец, появлялся, можно быть уверен, что он не развалится.
Приведу один занятный пример: помню, в 1965 году у нас грохнулся с большой высоты приемник «Альпинист», треснул корпус. Мы его перевязали изолентой, — приемник работает до сих пор. У писателя из Нововязников Владимира Герасимова недавно кот прыгнул на японский двухкассетник, — все, больше его отремонтировать невозможно…
На западе давно, а с недавних пор и у нас посчитали: а зачем такой стократный запас прочности? Коррозия или иные виды старения материала быстрее разрушат, дескать, чем агрегат выйдет из строя. Нормы пересмотрели. Это было катастрофической ошибкой. Стократный запас прочности — это путы на мышцах рыночной экономики, от них хотели избавиться как можно быстрее: предприятия ведь разорятся, если лампочки будут по 40 лет гореть, надо, чтобы месяц-другой погорели — и, хватит, беги за новой в магазин, увеличивается скорость движения денег, от чего возрастает индекс деловой активности, растет ВВП, нам надо его удвоить… А на самом деле… на самом деле идет незримые процессы, происходит медленное сползание экономики в пропасть.
Это — бытовые примеры, но точно такое же положение, если не хуже, со строительством. Там положение еще усугубляется полной ликвидацией так называемого «среднего ремонта». Остался капитальный ремонт, когда уже деваться некуда, и текущий, в наших условиях, читай, — авральный, когда кто-то случайно что-то заметил.
Чем плановый или средний ремонт был хорош, и чем он так не угодил новому времени? Труба водопровода, проработав, скажем, пять лет в обязательном плановом порядке заменялась на новую независимо от состояния. И такой эксплуатационный срок был у каждой детали. Потом все уценили (понятно для чего) до «остаточной стоимости» уровень балансовой стоимости стал мизерным, средний ремонт при этом стал при этом просто нереален, и он, естественно, приказал долго жить. Планово
теперь ничего на заменяют и не ремонтируют — и это тоже катастрофа.
Стрелочников, конечно, найдут, нынешней московской трагедии непосредственную причину выявят. Но истинная причина давно известна – она как раз в том, что пересмотрены и ликвидированы строительные нормы и допуски. По сути дела ликвидирована или сведена на нет вся система утверждения стандартов, изменена система ответственности за ненадлежащим содержанием основных фондов. То есть, за не проведение ремонта предусматривалась уголовная ответственность, не дожидаясь человеческих жертв.
Можно ли кое-что восстановить в стройной системе? Трудно, думаю даже, что невозможно уже. Ставка на общественный контроль, на сознательность частных владельцев не возымеет успеха. А государство все, абсолютно все отдало в частные руки. Даже и то, что формально считается государственным, давно и очень удобно «безденежно приватизировано».
…Нет, пока все до конца не рухнет, пока до всех не дойдет, что «так жить нельзя» вряд ли возможен подъем. Подъем не за счет бредовых и виртуальных «индексов деловой активности» и стоимости столь же виртуальных акций, фодовых шевелений и других бумаг, а реальный подъем, когда лампочку будет ВЫГОДНО сделать на века, на вечность, а не ради сиюминутной прибыли. Как говорится, «не надо нам сорок видов колбасы, вы сделайте два, но чтобы они съедобными были»… Тогда и крыши не будут ехать от малейшего снегопада в исконно снежной России.
Владимир ЦЫПЛЕВ