Интервью с депутатом (часть 2)
На вопросы журналиста отвечает депутат Зоконодательного Собрания Владимирской области В.Н.Куликов
— В повестке дня Законодательного Собрания не значился вопрос работы службы ЗАГСа, но свою работу вы начали с него. С чем это связано? Поясните, пожалуйста.
— Все дело во вступившем в силу 131 ФЗ, он передал полномочия регистрации актов гражданского состояния муниципальным образованиям, наделенным статусом городских округов и муниципальных районов. Иными словами, если раньше акты рождения и смерти регистрировал сельсовет, то теперь деревенским и поселковым жителям приходится добираться до райцентров. Я не вижу в этом неразрешимой проблемы, просто главы сельских поселений на своей территории должны были принять на себя все организационные хлопоты. Причем областная служба ЗАГС готова оплачивать командировочные и поощрять специалистов, на которых будут возложены эти обязанности. Мы не приняли никакого законопроекта по этому вопросу, мы приняли просто постановление. Проблемы связаны с тем, что не заключены соглашения между органами местного самоуправления и ЗАГСами. Такие соглашения заключены ещё не везде. Там, где их подписали, проблем нет. Комитет Законодательного Собрания по законности возьмёт этот вопрос под контроль. Главное — собрать всех и разъяснить, что требуется от органов местного самоуправления. В области 127 муниципальных образований, много людей ещё «не знает», чем им заниматься. А органы ЗАГС, как я понял, окажут в этом всяческую помощь.
— Знаю, бурную дискуссию вызвал у депутатов вопрос о возвращении 7 ноября статуса Государственного праздника.
— Двадцать седьмого декабря было заседание Законодательного Собрания. Данное обращение Алтая в Государственную Думу о том, что бы 7 ноября восстановить как праздничный и выходной день вместо 4 ноября, стояло на голосовании. Проголосовали «за». Сегодня у ряда депутатов возникло иное мнение. Провели поименное голосование, ни одно решение не прошло, ни другое.
— И что — Законодательное Собрание раскололось?
— Да, нет. В результате мы приняли это обращение к сведению, так как ни те, ни другие не получили большинства голосов.
— Владимир Николаевич, а какие события ушедшего 2005 года оказались, на ваш взгляд, самыми значимыми?
— Важным для Владимирской области стало утверждение нашим ЗС на должность губернатора Виноградова Николая Владимировича, его кандидатуру внес Президент России — это надо расценивать как знак стабильности.
— Далее, несомненно, выборы в органы местного самоуправления, где победила команда «Вязниковская земля», возглавляемая Евгением Михайловичем Виноградовым, — реальные дела и здравый смысл возобладали.
И, естественно, выборы в Законодательное Собрание, я избирался во второй раз, а это всегда сложнее, потому что люди уже связывали меня с властью. С властью вообще, которая, в сознании жителей, отвечает за все. Тем более выборы прошли в условиях так называемой «монетизации» льгот, роста тарифов, на фоне нового Жилищного кодекса. Это тоже наложило свой отпечаток, но результат достигнут, избиратели оказали мне доверие.
— Как Вы сегодня оцениваете работу Законодательного Собрания в 2005 году, что удалось сделать?
— 2005 год для всего Законодательного Собрания был сложным и интересным. Мы рассмотрели более 900 вопросов, из этого количества 202 закона. Много это или мало? Можем сравнить: Законодательное Собрание второго созыва приняло около 60 законов. Кроме своих законов мы разработали 4 проекта Федеральных законов и направили их в Госдуму, приняли 11 обращений к Правительству по самым разным вопросам и рассмотрели 300
проектов федеральных законов. Вот результаты нашего труда. Но не все так просто решается в Законодательном
Собрании, есть много наболевших вопросов, по которым мы, к сожалению, отклонили ряд законов. В целом год оцениваю положительно.
— А какие значимые законы вы приняли в 2005 году?
— Знаете, я никогда не подразделяю законы на «важные» и «не очень».
— Но все-таки можночто-то выделить?
— Да, это законы «Об областной целевой программе привлечения иностранных инвестиций на территорию Владимирской области на 2005 год», «О зонах регулируемого развития», целевые программы «Развитие и поддержка ипотечного жилищного кредитования во Владимирской области на 2006-2010 годы», «Стабилизация и развитие агропромышленного комплекса Владимирской области на 2006-2010 годы», «Повышение правовой культуры населения Владимирской области 2006-2010 годы», «Старшее поколение на 2005-2007 годы», «Профессиональная подготовка и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих Владимирской области на 2005-2008 годы» и, конечно же, закон «Об областном бюджете на 2006 год».
— Расскажите о бюджете поподробнее.
— Приоритетами расходов областного бюджета 2006 года является оказание помощи местным бюджетам для выполнения органами местного самоуправления их полномочий; поддержание социальной направленности бюджета в целях обеспечения доступности и качества жилья, услуг здравоохранения, образования, социального обеспечения, непосредственно влияющих на уровень нашей жизни, инвестиций в реальный сектор экономики. Расходы на образование в этом году будут в пределах 3 млрд. руб., столько же на социальную политику, на здравоохранение почти 1,5 млрд. руб., на культуру и кинематографию 121 млн. руб., на физическую культуру и спорт 40 млн. руб. В объеме областного бюджета перечисленные расходы составляют 65%. По сравнению с 2005 годом доходы бюджета выросли на 4,25 миллиарда рублей.
— А что-то в бюджете вас не устраивает?
— Я не смотрю так категорично. Социальная направленность бюджета увеличилась. Очень хорошо. Но темпы прироста расходов на строительство конкретных объектов, на сельское хозяйство, на дорожное строительство все еще ниже финансирования отраслей социальной сферы. Это не очень хорошо для развития экономики. Хотя понимаю, что тут уже есть политика.
— Владимир Николаевич, в Законодательном Собрании вы заместитель руководителя фракции партии «Единая Россия». Не приносит ли партийность ненужное напряжение, не мешает законотворческому процессу?
— Действительно, впервые Законодательное Собрание сформировано по новым принципам, в нем зарегистрировано две фракции: «Единая Россия» — 15 человек, КПРФ — 12 человек. Это две трети голосов. Между нашими фракциями сложились вполне конструктивные отношения, у нас нет серьезных конфликтов, но есть сопоставление взглядов, мнений. С депутатами других партий мы находим компромиссные варианты да и законопроекты детально прорабатываются на заседаниях комитетов, рабочих групп. Поэтому практически законы принимаются большинством голосов. Жизнь идет вперед, и качество нашей работы, несомненно, будет расти.
— На ваш взгляд, удается Законодательному Собранию одновременно быть независимым от исполнительной власти и сотрудничать с ней?
— Конечно, приоритет в развитии, в принятии управленческих решений принадлежит администрации и губернатору. Это правильно. Мы должны им помогать. Но по содержанию каждого документа можно и нужно доказывать, спорить, что у нас и происходит. На самом деле это не так сложно — сохранить и самостоятельность и конструктивность. Просто нужно этого хотеть и брать на себя ответственность. Я думаю, что сегодня это у нас есть.
С 1 января этого года у нас работает 131-й Федеральный Закон о местном самоуправлении, что нас может ждать?
— Скажу так, закон принят и его надо исполнять. Партия «Единая Россия» несет ответственность за реализацию
закона, потому что у нас большинство глав и депутатов в органах местного самоуправления. Сейчас очень высока
ответственность каждого органа власти — муниципального, регионального, исполнительного и законодательного, должно быть грамотное и эффективное взаимодействие друг с другом. Если этого не произойдет, и местное самоуправление не заработает, то …
— Получится «как всегда»?
— Просто наши жители всегда будут думать, что власть не эффективна, интерес к выборам потеряется, нам необходимо эту ситуацию преодолеть, потому что время политики «от выборов до выборов» давно прошло.
— В конце декабря прошлого года Государственная Дума внесла изменения в закон о местном самоуправлении, в частности, депутатом местного Совета не может быть избран руководитель муниципального учреждения или предприятия, как тут быть?
— Сегодня нет идеальных законов на всех уровнях, поэтому в них постоянно вносятся изменения и дополнения. Дума внесла изменения. Избранные сейчас депутаты- руководители муниципальных учреждений могут работать спокойно. Но на будущее ранее принятые изменения будут действовать. Но я сегодня не понимаю, как людей, которым присвоено высокое звание Заслуженного учителя, врача, работника культуры, отстранить от участия в управлении жизнью своей территории. Это не ошибка, это непонимание реальной ситуации, особенно в сельской местности. Эту норму надо отменить совсем. А вообще считаю, новая система местного самоуправления года два будет наиболее острой в законодательном регулировании.
— С законами и политикой все ясно, но у депутатов работа в округе не менее важная. Какие проблемы волнуют наших избирателей?
— Как депутат отвечаю на письма избирателей, поступившие обращения и предложения, веду прием избирателей. Всего на сегодняшний день поступило 57 письменных обращений. Анализ содержания поступивших обращений показывает, что каждый третий желает получить консультацию по юридическим вопросам, каждое четвертое обращение — это тарифы за свет, газ, отопление и воду, а все остальное — о работе коммунальных служб. Безусловно, не все удается решить, потому что для положительного решения многих вопросов необходимы серьезные финансовые средства, принимаемые законы должны быть прописаны четко и ясно, и не придумывались к ним десятки подзаконных актов и инструкций. Вообще, сегодня проблемы жителей трудно уложить в один приемный день, поэтому практически избиратели приходят в любое время на мое рабочее место. Жизнь ежедневно ставит перед нами большие и маленькие задачи, и мы должны их решать.
Беседу вела Н. ПОРОЗОВА.