Погост Успенский на реке Сувороще находится в 17 верстах от уездного города и в 105 от губернского.
Первые документальные сведения о церкви успенского погоста имеются в патриарших окладных книгах; в них под 1628 годом отмечено: «церковь Успения Пречистые Богородицы в вотчине боярина князя Федора Ивановича Мстиславского :::.. Ирины в Ярополчи на реке Суворощи».
Успенскою церковь именуется в патриарших окладных книгах до 1746 года, только в одном документе 1730 года названа Троицкая церковь Успенского погоста. Но из надписи на сохранившемся в церкви напрестольном Евангелии видно, что уже в 1664 году на погосте была другая церковь Пресвятой Троицы. Была ли это отдельная церковь или придел при Успенской церкви из надписи не видно. В действительности на погосте с глубокой древности существовала каменная церковь пресвятой Троицы с приделом во имя Успения Божией Матери. Когда и кем построена была эта церковь, сведений о том не сохранилось. С достаточной вероятностью можно предполагать так: первоначально на погосте была построена церковь в честь Успения Божией Матери, отчего погост назван Успенским и так церковь записана в патриарших книгах; затем построена каменная церковь во имя Святой Троицы, но в окладных книгах церковь писалась по-прежнему, как это бывало во многих других случаях.
В Троицкой церкви первоначально было два престола рядом во имя Святой Троицы и Успения Божией Матери. Около 1742 года Успенский придел был упразднен, и к северной стороне трапезы была приложена небольшая теплая церковь, которая была освящена в честь Успения Божией Матери. В половине текущего столетия эта церковь была разобрана и вместо нее приложена к Троицкому храму обширная трапеза с двумя в ней приделами. Таким образом Троицкий храм утратил свою первоначальную форму и внутренние его украшения принадлежат уже позднейшему времени.
Престолов в нем три: главный — во имя Живоначальной Троицы, в трапезе — во имя святого пророка Ильи и в честь Рождества Иоанна Предтечи.
Рядом с Троицким, ныне теплым, храмом в 1826-1838 годах построен на погосте другой каменный храм — холодный. Каменная колокольня построена при Троицком храме в 1860 году.
Пресотлов в холодном храме также три: главный — в честь Успения Божией Матери, в пределах — в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы и в честь Святого Николая Чудотворца.
Утварью, ризницей, Святыми иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из Святых икон особенно чтима прихожанами Смоленская икона Божией Матери, копия с иконы того же времени, взятой в 1787 году во Владимирский Успенский собор 1). За престолом Троицкой церкви стоит довольно большой Животворящий крест в серебряной ризе, писан он в 1619 году по обещанию иереем Василием Еремеевым. Сохранилось напрестольное Евангелие с надписью : » сию книгу приложил к Живоначальной Троице и Успению ко Пречистой Богородице ноне Михайло с семейством своим: 1664 года». Другое Евангелие, печати 1699 года, приложено в 1721 году священником Дмитрием Иван:. Триод постная печатана в 1605-1607 годах с надписью по листам : » приложил сию книгу ко Пречистой Прокофей Иванов прозвище Буркаш лета 7118″.
Причта в приходе по штату положено — три священника, дьякон и три псаломщика. На содержание их получается: от служб и требоисправлений и от земли церковной до 1550 рублей в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.
Земли при церкви: усадебной — 6 десятин 455 сажень, сенокосной — 15 десятин 928 сажень, пахатной 90 десятин 300 сажень, под мелким лесом 8,5 десятин и неудобной 3 десятины. Земля эта значится в плане общем с крестьянами.
Приход состоит 2) из погоста Успенского (в нем 40 дворов крестьян) и деревень: Деминской (6 верст от церкви в 1678 году 9 дворов сейчас 14 дворов), Крапивнова (6 верст, в 1678 году 12 дворов, ныне 13 дворов), Колошихи (6 верст), Алешинской (7 верст, в 1678 году 7 дворов, ныне 23 двора ), Малого Филисова (7 верст, в 1678 году 7 дворов, ныне 18 дворов), Завражнаго Филисова (6 верст, в 1678 году 5 дворов, ныне 14 дворов), Горного Филисова (6 верст, в 1678 году 10 дворов, ныне 15 дворов), Яма (6 верст, в 1678 году 11 дворов, ныне 33 двора), Селифонова (5 верст, в 1678 году 10 дворов, ныне 21 двор), Буркова (5 верст), Афонинской (5 верст), Лапина (5 верст, в 1678 году 7 дворов, ныне 13 дворов), Холуя (3 версты, в 1678 году 23 двора, ныне 44 двора), Паустова (3 версты, в 1678 году 11 дворов, ныне 41 двор), Палкова (3 версты), Стряпкова (4 версты), Роговской (4 версты, в 1678 году 20 дворов, ныне 50 дворов), Климовской (4 версты, в 1678 году 14 дворов, ныне 26 дворов), Жолобова (4 версты), Зверевки (4 версты), Арменова (4 версты), Ждановки (2 версты), Митинской (2 версты), Бородина (2 версты), Захаровки (0,5 версты), Глинищ (2 версты), Зеленцова (5 верст), Головастова (2 версты), Ромащева (2 версты), Васенина (5 верст), Третьякова (5 верст), Крутых (4 версты), Воробьевки (5 верст), Афанасьева (7 верст), Сосенок (7 верст) — всего погост и 35 деревень; в них по клировым ведомостям числится 880 дворов, 3216 душ мужеского пола и 3451 женского, из них раскольников 19 душь.
На погосте с 1877 года существует земская народная школа, а с 1886 года — церковно — приходская; учащихся в 1897 году было в первой 58, а во второй 65.
1) Икона Смоленской Божией Матери в Троицкий храм поставлена была по обету помещиком Римским-Корсаковым. Скоро она прославилась в окрестности чудотворной: в Успенский погост стекалась масса богомольцев, икону носили по окрестным селам. Когда это дошла до сведения Епархиальной власти, икона из Троицкого храма была взята во Владимир.
2) По писцовым книгам 161 (1653) году при церкви Успенского погоста было 7 священников, дьякон, пономарь и просвирня, церковных бобылей 5 дворов, в приходе 776 дворов крестьянских, пашни церковной «худые земли» 130 чети, сена 10 копен.
В настоящее время. Храмы, закрытые до 1940 года, по просьбе верующих переданы под свое прямое назначение. Только вот с течением многих десятков лет их нецеленаправленной эксплуатации они своим видом оставляют лишь печаль и жалость у тех, кому безгранично дороги.
Но мы надеемся, что с помощью жертвователей и благотворителей, храмы вернут свое былое величие и красоту.
Хочется верить, что в ближайшие годы под их сводами вновь затеплится благодатным огнем лампада, и зазвучат, как светлый ручеек, целебные для души слова молитвы.
Приходской Совет.
Информация предоставлена Шейкиным Михаилом.