//   Погода:
Новости

Помните своих учителей

10-б класс школы № 3 им. Ленина выпуска 1968 года знаменит своими ежегодными традиционными встречами. Где бы кто ни жил и ни трудился, в назначенное число одного из летних месяцев они стараются приехать в Вязники, увидеть одноклассников и, если удастся, встретиться с учителями. В конце шестидесятых — Ленинская школа была самая многочисленная по количеству старших классов и для литерного их обозначения была позаимствована чуть ли не треть алфавита, включая гласные и согласные. «А» и «Б» сидели не на трубе, а через стенку и были классами с математическим уклоном, в первом -учились пришедшие из других школ Лобачевские, во втором — доморощенные Эвклиды и Софьи Ковалевские, правда, с некоторыми дополнениями. И, конечно, преподавал в этих двух классах цвет учителей «ленинки». Например у «бэшников» историю вела сама директор школы Софья Васильевна Скворцова, биологию — мудрая Мария Григорьевна Соколова, литературу — интеллигентнейшая Галина Ивановна Еремеева, географию — обладавшая обширнейшими знаниями в своей области Анна Анатольевна Игнатьева. А классным руководителем была энергичная Александра Алексеевна Кутракова-Котрина, разумеется, математик до мозга костей.
Каждая встреча выпускников этого класса не похожа одна на другую: то это поездка на катере, то посещение святого источника и бывшего пионерлагеря, с которым у многих связаны воспоминания о годах отрочества и наступающей юности. Однако есть и схожее в ритуалах этих встреч, скажем, посещение кладбища и дорогих могил. Прежде всего одноклассники приходят к Жене Бушуеву. Он после школы окончил МИТХТ (Московский институт тонкой химической технологии), был любимцем всего класса, вдохновителем ежегодных встреч, и если можно было ударить больней по кругу друзей-однокашников, ставших за эти годы семьей, то это произошло, когда трагически погиб Женя. Прах его привезли из Москвы сюда, в Вязники, панихиду отслужили в Покровском храме, а похороны состоялись на действовавшем тогда «старом» кладбище. Помянув товарища, бывшие «ленинцы» стараются отыскать могилы своих учителей, тех, кто уже ушел из этой жизни.
Но как бывает приятно пообщаться с живыми своими наставниками, теми, кто научил, причем не только своему предмету, а чему-то большему, что подобно ферменту в химической реакции, ускорило и направило в нужное русло те компоненты, из которых формируется живая человеческая душа. Такое можно сказать о всех названных выше педагогах. В неменьшей, а может быть и в большей степени, к таким инженерам юных душ принадлежит и Надежда Александровна Кокорина, учитель химии. Выпускники 10-6 бывали у нее в гостях и прежде, не преминули заглянуть в квартиру любимой учительницы и на этот раз. Нельзя передать словами, как засветились радостью глаза Надежды Александровны, а ее супруг, летчик-ветеран Вячеслав Викторович Кокорин, встречая гостей, многих из которых он знал, старался сделать так, чтобы всем было удобно. Встав по периметру комнаты и немного смущаясь, бывшие ученики смотрели с нежностью на своего наставника. Надежда Александровна сама определила порядок встречи: каждый должен был рассказать о себе, о своей семье, детях, вспомнить забавный эпизод их школьной жизни. Разумеется, нашлось о чем рассказать и что вспомнить, каждый говорил о своем, но всё были благодарны Надежде Александровне за ее уроки химии. Она давала знания на уровне высшей школы, но и спрашивала строго. Кто-то неожиданно признался, что готовился к её урокам, как ни к каким другим, кто-то рассказал, как на экзамене в вуз пошел сдавать химию без подготовки и получил «отлично», вспомнили, как Толя Киселев во время контрольной по химии положил учебник на пол и разутой ногой перелистывал страницы, ища нужные формулы, а Надежда Александровна, подошла к нему, неизбежная, как возмездие, и воскликнула только: «Ну и зрение!». Вообще, Н.А.Кокорина всегда была в ладу с юмором, и ее ученикам импонировала ее манера с иронией, а иногда и с долей сарказма «разруливать», как бы сейчас сказали, любые ситуации учебного или поведенческого свойства. Обладая обширнейшими академическими знаниями в области химии она была всегда естественна и проста, ей чужда была любая поза, она никогда не рядилась в менторскую одежду, но умела привести случай из жизни, причем сделать это так ярко и убедительно, что запоминалось на всю жизнь, и было понятно, где черное, а где белое…
В этот раз Надежда Александровна призналась «бэшникам», что и они, учителя, тоже волновались: как-никак в двух классах — «А» и «Б» -собрали элиту учащихся нескольких городских школ и открыла секрет индивидуального подхода к каждому ученику. Он оказался прост — все написано в глазах ученика, стоит только в них заглянуть. Надо лишь уметь прочитать. Педагоги Ленинской школы той поры (речь сегодня именно о них) умели это делать и умели давать знания. Кому-то уроки химии Н.А. Кокориной стали отправной точкой жизненного пути, как, например, Мише Фадееву, ныне декану химического факультета одного из вузов г. Дзержинска, а разве ставшему физиком Сереже Савюку не пригодилась химия на атомно-молекулярном уровне? Это не могло не радовать Н.А.Кокорину именно как учителя-предметника. Но она не в меньшей степени гордится всеми без исключения своими учениками, будь то ставшие врачами Наташа Егорова, Игорь Леденцов и Рита Варенышева, работающая в торговле Лариса Ларионова, бывший инженер-дорожник, строитель БАМа Игорь Самодуров, педагог Лариса Морозова, бывший вертолетчик, а ныне предприниматель Коля Шепуров, доктор философских наук, профессор Римма Шишкова, бывший преподаватель математики, а ныне предприниматель Витя Нефедов и все, кто учился в 10-6 классе 1968 года выпуска, но не сумевшие выбраться на эту встречу. А ведь это еще добрых две трети «бэшников» — «ленинградцев», «горьковчан», «ростовчан» и вросших корнями в свою землю вязниковцев.
Конечно, были шампанское и фрукты, заздравные тосты. Надежда Александровна в свои солидные годы при досадной малоподвижности сохранила живой ум, свой особый «кокоринский» юмор, помнит всех по именам и фамилиям, кто как занимался по ее предмету — помнит все. На журнальном столике у нее лежит свежий номер «Науки и жизни», она говорит, что хочет быть в курсе всего нового, особенно в своей области, и как не порадоваться ученикам за своего педагога, видя этот боевой настрой на жизнь. И может быть, именно в этот раз Надежда Александровна Кокорина дала своим давно уже выросшим и возмужавшим птенцам самый важный урок — урок оптимизма, научила их главной формуле земного бытия — жить и радоваться каждому дню.
С.АПОСТОЛОВ,
выпускник 10-б класса 1968 года

Поделиться новостью

1 комментарий:

  • Здравствуйте! Я хотел бы с вашей помощью связаться с вашим одноклавсником (упомянутым в статье) Виктором Нифёдовым. С которым я работал на БАМе и жил в одном общежитии в посёлке Звёздный ещё в 1974 году. Связаться можем через электронную почту по которой я здесь зарегистрирован. Заранее благодарен, Виктор Усачёв.

Добавить комментарий