//   Погода:
Новости

Крестьянские дети в Вязниковском крае

В пору СССР бытовало устойчивое мнение, что при «проклятом царизме» у крестьянских ребятишек  не было детства. Из-за беспросветной нужды и необходимости работать почти с пеленок, дети не знали беззаботной поры и рано взрослели. Но надо признать, что, хотя жизнь селян в старину по нынешним меркам и оставалась достаточно суровой, в отношении к детям в деревне выполнялся целый ряд традиций и правил. И назвать это беспросветным существованием никак нельзя.

 

Подобная система воспитания, проверенная веками, по большей части, давала хорошие результаты. Малыши вырастали неизбалованными, ответственными, трудолюбивыми людьми, почтительными к родителям и, выражаясь сегодняшним языком, прекрасно адаптированными к среде обитания.

Во Владимирской губернии, в том числе и в Вязниковском уезде, беременные крестьянки, как правило, переставали работать лишь за 3 дня до предполагаемой даты родов. Если же с прогнозом «промахивались», то дети, случалось, рождались прямо в поле. При этом информацию о грядущих родах обычно скрывали, так как считалось, что за каждого узнавшего об этом постороннего человека, роженица должна будет непременно «лишнее прострадать».

«Декретный отпуск» для матерей тогда составлял в вязниковских деревнях и селах всего от двух до семи дней. После этого мамочка вновь выходила на работу, причем, летом брала с собой и младенца.

Для облегчения родов применялись народные «радикальные» средства. У роженицы расплетали косу, в избе открывали все окна и двери, отпирали все замки и развязывали все узлы. Готовящую родить женщину поили «деревянным», то есть оливковым маслом. В приходском храме открывали царские врата. Все это вместе взятое непременно должно было помочь. В крайнем случае, мужа заставляли перешагивать через положенный на полу пояс. Таковы были методы сельского акушерства!

Рождению мальчика вязниковские крестьяне радовались гораздо больше, чем появлению на свет девочки. Сын-наследник трактовался как «благословение Божие». К тому же, с его рождением семье  автоматически полагалось увеличение размера земельного надела, что сулило  возможность собрать больше урожая.

Впрочем, со второй половины XIX века в тех уездах, где имелись ткацкие фабрики (а к их числу относился и Вязниковский), рождение девочек в крестьянских семьях воспринимали уже совсем по-другому, так как заработок проворных девушек зачастую не уступал мужскому.

Дабы избежать «сглаза», ребенка в первые дни жизни никому не показывали. Даже колыбель специально обшивали полотном. Грудью младенца матери кормили обычно около года. В качестве пустышки использовался завязанный в тряпицу жеваный хлеб. В бедных семьях порой откровенно надеялись, что ребеночка, особенно дочку, «Бог приберет». Известна записанная во Владимирской губернии в последней четверти XIX века колыбельная со словами «Баю, баюшки, баю, нет местечка ли в раю?» Впрочем, колыбельные обычно пели лишь старшие сестры, бывшие порой ненамного взрослее своих подопечных.

Многочисленные свидетельства из Владимирского, Ковровского, Вязниковского и других уездов говорят о том, что по достижении двухлетнего возраста в крестьянских семьях ребенка сажали за общий стол и кормили щами, кашей, черным хлебом, поили чаем и квасом. В большие церковные и престольные праздники маленьких баловали кренделями, сахаром или петушком на палочке. Одевали малышей обычно в старую одежду, оставшуюся от старших братьев или сестер. С двух, в крайнем случае, с трех лет малышей начинали водить в церковь. Вскоре они знали десяток-другой молитв наизусть и хорошо ориентировались в церковных обрядах.

Примерно до 5 лет мальчики и девочки гуляли и играли вместе, а потом уже по отдельности. До семилетнего возраста ругать детей, а тем более наказывать за шалости и различные проступки, у владимирских крестьян было не принято. Малышей лишь пугали, причем, не только «букой» домовым и лешим, но еще доктором и даже… попом!

Во Владимирской губернии помогать взрослым крестьянские дети обычно начинали с 7-летнего возраста. Девочки нянчили младших, мальчики носили родителям в поле обед, пасли скотину. По достижении 10 лет, подростки трудились наравне с взрослыми. Известны примеры, когда на 10-летних дочек матери оставляли «весь дом» — маленьких детей, уборку, стирку и приготовление обеда, уход за скотиной и птицей. И девочки, которые сегодня учились бы в 4-м или 5-м классе, с такой огромной нагрузкой справлялись вполне успешно. Но и наказывали детей с того времени сурово: не только выговорами, но и битьем.

В 15-летнем возрасте подростки окончательно переходили в статус взрослых и могли самостоятельно работать в поле или поступать на фабрику, но при этом весь заработок были обязаны приносить в родительский дом. С того времени их начинали одевать в новое, особенно дочерей. При этом старшая сестра на выданье почиталась в семье на уровне родителей и могла самостоятельно наказать младших за непослушание. Наряжали ее лучше остальных детей, но и на работе она обязана была показывать младшим пример.

Крестьянских детей учили, что создание семьи и продолжение рода — главное дело жизни, и уже в детстве ребятишки играли в «гости», «няньки», «свадьбу». Не вышедшие замуж девушки именовались «векоушами» или «черничками». Известны примеры, когда для старых дев строились отдельные келейки — маленькие избушки на краю усадебных участков, в которых несчастные женщины жили одиноко и скудно, как монашки. Впрочем, случалось, что добровольно отказавшаяся от замужества для того, чтобы помогать семье, девушка-«старка» становилась домоправительницей и, как опытная хозяйка, трудившаяся наравне с мужиками, имела голос даже на сельском сходе, хотя была обязана носить лишь темную и скромную одежду.

В сельской школе учили по большей части мальчиков, так как было известно, что на военной службе неграмотным приходится тяжко. Девочек же, едва они оказывались в состоянии читать и писать, из школы забирали для работы по дому.

Таким образом, крестьянские дети проходили своего рода естественный отбор, получали хорошую закалку и физическую подготовку, могли выполнять любую сельскую работу, отличались чувством ответственности и смекалкой, исповедовали веру предков, чтили традиции и старших, уважали семейные ценности. И хотя при этом юноши и девушки из деревни порой едва умели читать и писать, редко бывали дальше своего уездного города, не «проходили» всевозможные школьные науки, именно они становились кормильцами, опорой и защитниками великой страны.

Николай ФРОЛОВ.

Источник: Газета «Районка, 21 век» №38 (505) от 17 сентября 2020 г.

Поделиться новостью

Добавить комментарий