Вязниковские предки «Апостола Алтая»
13 октября исполняется 190 лет со дня рождения митрополита Московского и Коломенского Макария (Невского) — выдающегося миссионера и подвижника духовного просвещения, видного иерарха русской православной церкви, при жизни получившего прозвание «Апостол Алтая». И этот, один из самых почитаемых православных святителей — наш земляк. Как минимум пять поколений предков святителя по мужской линии проживали в селе Троицкое Татарово нынешнего Вязниковского района и служили в местном сельском храме.
Предки Макария по отцу носили фамилию Парвицких. Первым из них известен Никита Афанасьевич — священник села Троицкое (или Новое) Татарово. Он родился в 1719 году, еще в царствование Петра Великого, а умер в 1797-м — во время правления правнука царя-плотника императора Павла I.
Младший брат иерея Никиты — Яков Афанасьевич, появился на свет в 1727-м и служил в храме Нового Татарова пономарем. Сын его – Степан Яковлевич, родился в 1742 году и служил в той же церкви сначала дьячком, а потом диаконом. Он скончался в 1811 году в 69-летнем возрасте.
Сын диакона — Иван Степанович Парвицкий, родился в Новом Татарове в 1765 году и занял при местном храме место дьячка. Овдовев, он принял иноческий постриг во Флорищевой пустыни тогдашнего Гороховецкого уезда, где прожил около полутора десятков лет и умер в 1850-е годы в глубокой старости. Это был дед будущего митрополита.
Отец владыки, сын дьячка Степана — Андрей Степанович Парвицкий, был третьим по старшинству из его восьми сыновей. Он родился в селе Новое Татарово Вязниковского уезда 12 августа 1794 года, обучался во Владимирской духовной семинарии, но из-за бедности полного курса не окончил. Так как в Новом Татарове на всех братьев должностей при церкви не хватало, то Степан Парвицкий, вступив в брак с дочерью дьячка села Шапкино Ковровского уезда Марфой Николаевной, перешел в Богородице-Рождественскую церковь села Шапкино, где занял место пономаря.
Шапкино, как и Новое-Троицкое Татарово относилась к селениям бывшего Стародубского княжества. В 1778-1784 и в 1797-1804 гг. село Шапкино входило в состав Вязниковского уезда. С 1804 по 1929 гг. оно находилось в составе Ковровского уезда. Именно там 13 октября 1835 года (по новому стилю) у дьячка Степана Андреевича Парвицкого и его жены Агриппины Ивановны Рождественской родился сын Михаил, будущий владыка Макарий.
В 1843 году Степан Парвицкий с семейством переехал на жительство в Тобольск — в Сибири духовенства и церковников не хватало, поэтому переселенцам из духовного звания там предоставлялись более выгодные условия, нежели на их малой родине.
В Тобольске Михаил Парвицкий окончил духовное училище и семинарию, получив по распространенному обычаю новую фамилию — Невский. В 19-летнем возрасте Михаил Невский поступил в Алтайскую духовную миссию в качестве учителя и миссионера. Он горел желанием приобщать к православию языческие алтайские племена.
В 1861 году в 24-летнем возрасте Михаил принял иноческий постриг. Монахи обычно меняют свое мирское имя. Выходец из духовного сословия вязниковского села Новое Татарово выбрал для себя имя Макарий — в честь архимандрита Макария (Глухарева) — первого руководителя Алтайской духовной миссии, миссионера и ученого инока, занимавшегося переводам богословских книг и прославившегося на миссионерском поприще. Примечательно, что Макарий (Глухарев) был причислен к лику святых вместе со своим последователем Макарием (Невским) в 2000 году.
На Алтае Макарий (Невский) прослужил 57 лет, став сначала начальником Алтайской духовной миссии, потом епископом Бийским, затем епископом Томским и Барнаульским и, наконец, архиепископом Томским и Алтайским. Владыка открыл на Алтае 60 школ, основал монастырь, Томское епархиальное училище, приют для бедняков. Он изучил алтайские языки и переводил на них церковные книги, в том числе Евангелие, составил первый алтайский букварь. В качестве миссионера Макарий (Невский) месяцами странствовал в тайге, добровольно подвергая себя всевозможным лишениям и опасностям.
Сектанты и революционеры-фанатики несколько раз нападали на владыку, стремясь его убить, однажды подожгли его дом, но каждый раз чудесным образом наш земляк оставался жив.
В 1912 году известного своей подвижнической деятельностью архиепископа Макария (Невского) по инициативе царской семьи, глубоко уважавшей владыку, назначили митрополитом Московским и Коломенским. Его служение в первопрестольной пришлось на непростые предреволюционные и военные годы.
«Передовые» круги воспринимали боровшегося за чистоту православия аскета и не признающего компромиссов митрополита как ярого реакционера. Дабы опорочить репутацию владыки был пущен слух о его близком знакомстве с Григорием Распутиным.
После революции 1917 года владыку Макария новая власть удалила со всех постов. Некоторое время он проживал в Зосимовой пустыни в Александровском уезде Владимирской губернии, откуда его сослали в подмосковный Николо-Угрешский монастырь. Несмотря на гонения, владыка никогда не изменял своим убеждениями, активно выступая против новых порядков и даже пытался организовать спасение свергнутого государя. В ответ бывшего митрополита арестовали и даже собирались расстрелять, но сделать это не решились, опасаясь массовых волнений крестьян, которые по-прежнему почитали опального как святого.
В 1920 году Священный Синод присвоил владыке почетное звание митрополита Алтайского. Престарелого святителя посещали многие архиереи, в том числе патриарх Московский всея Руси Тихон.
Митрополит Макарий скончался в марте 1926 года в 90-летнем возрасте. Его похоронили на сельском кладбище, но в 1955-м по распоряжению патриарха Алексия I останки перенесли в Троице-Сергиеву лавру и погребли рядом с гробницей патриарха Тихона. Девять лет назад мощи святителя Макария перенесли в Горно-Алтайск, где они находятся и по сей день.
В нынешнем году в Троице-Сергиевой лавре, в Москве и на Алтае пройдут различные мероприятия, приуроченные к юбилею «Апостола Алтая». А мы должны помнить о том, что отец, дед, прадед, прапрадед святителя были вязниковцами.
Николай ФРОЛОВ.
Источник: газета «Районка, 21 век» №38 (759) от 09.10.2025 г.