//   Погода:
Новости

Встреча с прошлым

В 2013 году мне довелось побывать в Каменце, небольшом белорусском городке  Брестской области. Население около пяти тысяч жителей, чистый, ухоженный. Как и наш Ярополч, с древней историей. Основан галицко-волынским князем Владимиром Васильковичем в 1276 году. Из местных достопримечательностей, особо заинтересовавших меня, стал  небольшой храм на возвышенности, стоящий рядом с Каменецкой башней – Симеоновская церковь. Как позже выяснилось, её древняя история оказалось связанной с нашими Вязниками.

Первый документ, в котором упоминается Симеоновская церковь, датирован 1562 годом. Тогда это был деревянный храм, на фундаменте которого в начале 20 века была  построена каменная Свято-Симеоновская церковь. 14 сентября 1914 года состоялось торжественное освящение храма во имя святого Симеона Столпника. Этот христианский святой был заступником основателя города – князя Владимира Васильковича.

Храм избежал разрушения в нелёгкие годы XX века, когда в городе постоянно  сменялась власть – Советской России, Польши, СССР, Нацистской Германии и снова СССР.

При осмотре храма мне удалось побеседовать с его настоятелем, отцом Сергием. Узнав, что я приехал из Владимирской области, он пригласил меня в храм и поведал краткую его историю, связанную с русским собором в Польше.

Интересный факт: основные работы по строительству храма и колокольни были завершены за пять лет, а вот украшение заняло целых двенадцать лет. В 1926 году польскими националистами храм был взорван. Но перед этим практичные поляки вывезли всё внутреннее храмовое убранство, включая иконостас.

Про иконостас Свято-Симеоновской церкви следует сказать отдельно. Его история заслуживает того. Выполненный из морёного дуба в начале XX века в Варшаве, он был привезён из Свято-Александро-Невского собора, находившегося на Саксонской площади столицы Польши. Его выкупили в дар Свято-Симеоновской церкви жители деревни Пруска – Феодосия Филипповна и Митрофан Александрович Тройчуки.  Железнодорожным путём иконостас был из Варшавы доставлен до станции Жабинка, а оттуда на подводах в Каменец.

Сегодня он своим неповторимым видом украшает внутреннее убранство белорусского храма. Интересно и то, что сделан он был по эскизам академика Петербургской академии наук Л. Бенуа с иконами работы академика Н. Харламова. И вот тут прослеживается связь с Вязниками, ведь Харламов, уроженец Ковровского уезда, с конца XIX века жил и работал в нашем крае. В течение десяти лет он возглавлял в Холуе иконописную школу.

Под его руководством артелью учащихся создавались иконы, расписывались храмы, иконостасы по всей России и за ее пределами. На рубеже XIX-XX столетий Н.Н. Харламов стал художником первой величины в области монументального религиозного искусства. За заслуги на этом поприще в 1910 году ему было присвоено звание академика живописи.

В 1900 году Н. Харламов был привлечен к созданию мозаик для собора Святого Александра Невского в Варшаве. Лучшие художники России — В.М. Васнецов и А.П. Рябушкин, принимали участие в оформлении этого собора, а также ещё один наш земляк – Самарский Илья Иванович, уроженец села Холуй.

Самарский учился в Палехской школе у художника Н. Харламова. В период учебы жил у него на квартире. По окончании школы, в числе трех лучших учеников, вместе с Харламовым выехал в Варшаву, где в течение трех лет расписывал храм Александра Невского. По возвращении из Варшавы Самарский жил в деревне Шварей Вязниковского района. Судьба его трагична — был арестован ОГПУ в 1936 году, осужден на 8 лет ИТЛ и погиб в лагере.

Что же касается Н. Харламова, то в Польше он встретил свою спутницу жизни -Марию Дмитриевну, которая была дочерью польского генерала на русской службе. В 1937 году жена Н.Н. Харламова была обвинена в шпионаже и расстреляна.

После революции Н.Н. Харламов работал в основном как портретист, жил в селе Тименки Вязниковского уезда, возле Палеха. В 1919 году он возглавил подотдел уездного отдела народного образования в Вязниках, стал первым директором городского музея. При его непосредственном участии была сохранена коллекция живописи и икон вязниковских купцов и фабрикантов.

 Во время изъятия церковных ценностей из Вязниковского Казанского собора Харламов, как представитель Музейного отдела, разошелся во взглядах с членами комиссии по изъятию церковных ценностей, собиравшимися снять ризу с иконы Казанской Божией Матери, и написал взволнованное заключение в защиту декоративного убранства иконы: «Разрушение этого национально-художественного исторического целостного памятника искусства и старины является совершенно немыслимым и недопустимым».

В 1923 году Н. Харламов оставляет свою деятельность в Вязниках и остаток жизни посвящает только творческой работе.

Скончался Николай Николаевич 4 декабря 1935 года в селе Тименки, похоронен на сельском кладбище. Усилиями палехских и холуйских художников на его могиле установлен крест. На сегодняшний день от его большого творческого наследия сохранилась лишь малая часть.

В 2023 году исполняется 160 лет со дня рождения Николая Николаевича, и было бы неплохо очередные краеведческие чтения посвятить нашему знаменитому земляку, а при  входе в музей установить его портрет, как первого основателя Вязниковского историко- художественного музея. Неплохо также было бы создать портретную галерею директоров музея, а также именитых вязниковских краеведов, включая С.С.Змиева, В.Н. Маштафарова, Д.А. Обидина, А.Д. Тельчарова, Л. И. Аносова, А.В. Лебедева, внесших неоценимый вклад в изучение и популяризацию истории Вязниковской земли.

Юрий ВАСИЩЕВ.

Газета «Районка, 21 век», №32 (603) от 25 августа 2022 г.

Поделиться новостью

Добавить комментарий