//   Погода:
Новости

Собачья история

В старину, как, впрочем, и сегодня, на улицах наших городов можно в изобилии встретить бродячих собак и кошек. Не менее развита у нас на Руси и бюрократия. Поэтому неудивительно, что порой пути бессловесных животин и велеречивых канцелярских крыс пересекались, причем, самым непредсказуемым образом.

Эта история произошла 212 лет назад в Вязниках. С давних пор в этом городе существовала Введенская церковь, при которой до 1764 года был женский монастырь. После упразднения обители по указу Екатерины II церковь эта стала обычной приходской.

Теплым погожим днем 12 июля 1808 года мимо Введенского храма проходил дьячок Петр Афонский. Это был вторник, и службы в церкви не было, но церковные двери почему-то оказались открыты. Заглянув внутрь, дьячок увидел, что диакон Петр Выповский вместе с пономарем и церковным старостой прилаживали массивную лампаду, которой полагалось висеть в аккурат перед царскими вратами. Дьячок решил то ли помочь, то ли просто посмотреть поближе и вошел внутрь храма. Он не доглядел, что от самого дома за ним бежала небольшая собачка, порода и кличка которой осталась для историков неизвестной. Собачка эта вбежала вслед за дьячком в церковные двери. Оказавшись в незнакомом помещении, она принялась бегать по всему храму. А когда оправившиеся от неожиданности церковники бросились ее ловить, собачонка стала увертываться от них, оглашая своды храма своим суматошным тявканьем.

В конце концов, собаку из Введенской церкви изгнали. Но встал вопрос: что делать дальше? По церковным канонам, собачка осквернила церковь — ни больше и ни меньше. Чтобы поправит дело, диакон Петр Выповский окропил весь храм святой водой, а священнику церковники решили ничего не говорить. Так прошел целый месяц, во время которого в Введенском храме богослужение совершалось обычным порядком. И только 16 августа церковный староста как-то проговорился настоятелю храма о произошедшей «собачьей истории».

Священник Яков Иванович Левитский пришел в немалое волнение. Батюшка он был молодой — 26 лет от роду. После окончания Владимирской духовной семинарии, он получил Введенский приход как бы по наследству от своего отца – священника Ивана Михайловича Левитского. Епископ Владимирский и Суздальский Ксенофонт утвердил его на отцовское место из уважения к покойному. И теперь, из-за этой глупой истории с осквернением церкви собакой ему грозила ссылка в менее богатый сельский приход. Поэтому отец Яков служение в храме прекратил и написал обо всем местному благочинному — настоятелю Вязниковского Казанского собора протопопу Петру Меморскому. А тот, недолго думая, донес о случившемся самому Преосвященному Ксенофонту. Владыка распорядился Владимирской духовной консистории разобраться с происшедшим, найти и наказать виновных, а также решить, что делать с оскверненной церковью. Так появилось на свет канцелярское дело «о впуске дьячком Вязниковской Введенской церкви Петром Афонским в оную собаки».

Расследование продолжалось почти три месяца. Были обстоятельно «сысканы» и допрошены все фигуранты. В результате Вязниковское духовное правление представило епископу свое мнение по данному делу. Дьячок Петр Афонский, за которым безвестная псина проникла в храм, наотрез отпирался от обвинения в том, что он привел собаку в церковь: ничего, мол, не видел, не знаю и ни в чем не виноват.

Хотя «доброжелатели» из всегда братски настроенного духовного сословия донесли, что собака эта как раз и принадлежала дьячку, и в храм он ее завел нарочно, по своему вольномыслию. Дьячок отпирался как мог, но проговорился, что собака не его, а одного из мелких вязниковских чиновников. Чиновника этого сразу нашли и тот, якобы, рассказал, что святотатственную собачку ему подарил не кто иной, а тот самый дьячок…

Только мудрость епископа Ксенофонта уберегла дьячка Афонского от ссылки в какой-нибудь затерянный в глуши монастырь. Владыка своей архипастырской властью повелел дело, разросшееся, благодаря старательности консисторской бюрократии, до изрядных размеров, закрыть, а дьячка Петра Афонского – наказать… тремя сотнями земных поклонов в своей же Введенской церкви под присмотром священника.

Что же касается самого храма, то настоятелю Якову Левитскому было велено провести молебен с водоосвящением, после чего тщательно окропить весь храм все той же святой водой. Чтобы и духу собачьего там не осталось. Решение епископа Владимирского консистория оформила как «Указ Его Императорского Величества Самодержца Всероссийского» — от имени самого императора Александра I.

Вот так и осталась на память о происшествии с собакой в Введенской церкви города Вязники эта пышная и совершенно анекдотическая по содержанию казенная бумага.

А Введенской церкви не повезло. Она стала разрушаться, и ее пришлось в начале XX века перестраивать практически заново. А после установления Советской власти было принято решение и вовсе капитально переделать ее под одно из местных учебных заведений. Так что, прав оказался бывший введенский священник Яков Левитский, который после собачьего происшествия утверждал, что продолжать использовать здание в качестве церкви «имеет опасение».

И лишь в наши дни Введенская церковь была восстановлена и вновь стала центром возрожденной обители.

Николай ФРОЛОВ.

Источник: Газета «Районка, 21 век» №36 (503) от 03.09.2020 г.

Поделиться новостью

Добавить комментарий