//   Погода:
Новости

Вязниковские декабристы

Весной этого года мы писали о нашем земляке, участнике Великой Отечественной войны, знаменитом математике, академике Евгении Фроловиче Мищенко. Родом он был из деревни Хотиловка Вязниковского района. Эта деревенька, расположенная в 4 км от станции Вязники,  формально входит в состав МО «Город Вязники», но фактически уже не существует. Там остались лишь деревья, кусты, да фундаменты на месте прежних крестьянских усадеб. Другой деревеньке – Сменка ­– повезло больше. Связанная проезжей дорогой с большой деревней Пески, она уцелела. В ней до сих пор стоит с десяток домов, однако постоянных обитателей нет, только дачники. А в 3-4 км от бывшей Хотиловки и от Сменки стоит еще одна, уже большая, деревня Глинищи. Там постоянных жителей более 70-ти и асфальтовая дорога тоже есть, ведущая прямиком из поселка Паустово, так как Глинищи входят в состав Паустовского сельского поселения.

Как свидетельствуют архивные документы, у трёх этих вязниковских деревень есть общее прошлое. Два столетия назад Глинищи, Хотиловка и Сменка являлись имением известного семейства Муравьевых, оставившего след в истории России, давшего родине государственного деятеля, сенатора и академика Михаила Никитича Муравьева и его сыновьей-декабристов – Никиту и Александра Муравьевых.

 Вязниковское имение Колокольцовых-Муравьёвых

Муравьевым указанные селения достались от Колокольцовых, старинного рода, восходящего к XV столетию. В царствование Екатерины II и ее сына императора Павла I достиг высокого положения обер-прокурор и сенатор Федор Михайлович Колокольцов. Его наследницей стала дочь Екатерина Федоровна, в ноябре 1794 года вышедшая замуж за полковника Михаила Никитича Муравьева, на 14 лет её старше. Однако это оказался брак по любви.

М. Н. Муравьев, в молодости обучавшийся в гимназии и университете, обладал разносторонними дарованиями. Он получил признание как поэт и литератор, увлекался философией, являлся очень начитанным и образованным человеком, преподавал русскую словесность и литературу членам царской семьи, в том числе великому князю Александру Павловичу (будущему Александру I) и его жене великой княгине Елизавете Алексеевне.

Император Павел I пожалован Муравьева в сенаторы и генералы, а Александр I назначил своего бывшего наставника своим личным секретарем, заместителем министра народного просвещения, попечителем Московского учебного округа и Московского университета. При этом Михаил Никитич в чине тайного советника (равного генерал-лейтенанту) продолжал оставаться сенатором и был избран в академики Академии Наук.

В феврале 1807-го 49-летний М. Н. Муравьев простудился на похоронах своего друга – директора Московского университета И. П. Тургенева и, проболев пять месяцев, умер от осложнений в июле того же года.

Вязниковским имением владела непосредственно Екатерина Федоровна Муравьева. Всего в деревнях Глинищах, Хотиловке и Сменке Вязниковского уезда ей в 1816 году принадлежало 163 крепостных крестьянина мужского и женского пола. Сами Муравьевы бывали там лишь проездом, а всеми делами в их вязниковской вотчине ведал наемный управляющий. После смерти Михаила Никитича, его вдова и дети перебрались в Москву и стали бывать в Вязниках чаще, так как без личного пригляда собрать оброк в полном объеме было сложно.

Сыновья Муравьёвых – будущие декабристы

Старший сын Муравьевых – Никита Михайлович – успел повоевать с Наполеоном. Будучи студентом Московского университета, он отправился в действующую армию добровольцем, но по пути был задержан бдительными крестьянами, принявшими его за французского шпиона. Однако все разъяснилось, и молодого человека отправили к матери.

В итоге осенью 1812 года будущий декабрист со своей семьей оказался в эвакуации в своих вязниковских вотчинах. Однако, поскольку там не было господского дома, то вскоре оттуда Муравьевы отправились в Нижний Новгород, где и пережили наполеоновское нашествие. Что же касается Никиты Муравьева, то он в 1813 году все-таки поступил в действующую армию прапорщиком, участвовал в сражениях при Дрездене, Лейпциге и в осаде Гамбурга и был награжден двумя боевыми орденами, закончив войну в Париже.

В 1816 году он стал одним из основателей движения декабристов и разработал проект будущей конституции, предусматривавшей отмену крепостного права. После восстания декабристов в декабре 1825-го Никита Муравьев был арестован, приговорен к 20 годам каторги (император Николай I сократил срок до 15 лет) и отправлен в Сибирь.

Вместе с ним на каторгу отправился его младший брат, прежде служивший корнетом Кавалергардского полка – Александр Михайлович Муравьев. Его приговорили к 15-летним каторжным работам, который потом был сокращен до 8 лет с пожизненным проживанием в Сибири.

Екатерина Федоровна стойко перенесла известие об аресте и осуждении своих сыновей. Она всячески их поддерживала, в том числе и материально, помогая и другим декабристам.

Жена декабриста – Мария Юшневская, отправившаяся к супругу в Сибирь, писала брату мужа в 1830 году: «Я столько была счастлива в Москве, что никогда еще в моей жизни нигде меня столько не ласкали и не любили… Представь себе, что я без гроша приехала в Москву и, нуждаясь во всем, и в такое короткое время и с такими выгодами проводили меня из Москвы в такой путь! Я еду теперь в Сибирь, имея все, что только мне нужно. Дала Катерина Федоровна [Муравьева] коляску, за которую заплатила 300 р. серебром и которая сделана на заказ лучшим мастером в С.-Петербурге. Одним словом, она меня так проводила в дорогу, что, если бы я была ее дочь любимая, она не могла бы больше входить во все подробности и во все мои надобности».

Вероятно, доходы с немалого вязниковского имения целиком  отправлялись Е. Ф. Муравьевой на нужды сыновей-декабристов и их соратников.

Екатерина Федоровна не дождалась своих сыновей обратно. Никита умер в 1843 году в Сибири, а Александр получил разрешение вернуться в центральную Россию лишь в 1853-м, когда его матери уже пять лет не было в живых.

Николай ФРОЛОВ.

Источник: Газета «Районка, 21 век» №30 (497) от 23.07.2020 г.

Поделиться новостью

Добавить комментарий