//   Погода:
Новости

Прима Парижской Гранд-Опера с вязниковскими корнями

Российский и советский балет славился во всём мире, но немало выдающих русских артистов балета волею судеб блистали далеко от своей родины. Долгое время имена замечательных танцовщиков и танцовщиц из эмигрантов первой волны замалчивались на их исторической родине. Поэтому неудивительно, что соотечественники мало знают о замечательной балерине, звезде мирового балета Нине Вырубовой, предки которой принадлежали к родовитому вязниковскому дворянству.

 

Корни великой балерины

Предок Нины Вырубовой в VIII поколении бригадир (бригадный генерал) Иван Михайлович Вырубов служил в армии при Петре Великом и его преемниках, участвовал в Северной войне. Его сын – Николай Иванович Вырубов – достиг чина коллежского асессора при императрице Елизавете Петровне, а внук Александр Николаевич, в молодости служивший в лейб-гвардии Преображенском полку, в начале XIX века занимал по выборам дворянства должности депутата и заседателя в уездного суда в Вязниковском уезде. В течение 12 лет он занимал пост депутата Владимирского дворянского депутатского собрания от Вязников и Вязниковского уезда (фактически тогда это был аналог депутата Заксобрания).

Представитель следующего поколения Вырубовых – поручик Уфимского мушкетерского полка, помощник ковровского предводителя и заседатель Ковровского земского суда Гавриил Александрович Вырубов вступил в брак с дочерью богатого вязниковского помещика, отставного майора Ивана Глебовича Замыцкого Елизаветой. Сын от этого союза Алексей Гавриилович Вырубов служил в кавалерии, достиг чина штабс-ротмистра Киевского гусарского полка и унаследовал всё вязниковские имения своих предков.

Его внук Владимир Сергеевич Вырубов служил по дворцовому ведомству и женился на Ирине Львовне Ле Дантю из обрусевших французских эмигрантов. Мать избранницы В.С. Вырубова баронесса Вера Николаевна Фредерикс приходилась двоюродной сестрой барону Владимиру Борисовичу Фредериксу — последнему министру императорского двора и уделов России. Но когда в 1921 году в семье Владимира и Ирины Вырубовых появилась на свет дочь Нина, аристократическими связями уже не гордились, их скрывали. В 1922 году шальной пулей красноармейца был убит отец годовалой Нины. Подробности трагедии до сих пор неизвестны. Не исключено, что это было убийство, которое списали на несчастный случай.

 

Балерина легендарной «Летучей мыши»

Было очевидно, что в Советской России Нине Вырубовой суждено жить с клеймом «бывшей» — дворянке, дочери царского чиновника, двоюродной племяннице министра последнего императора. Поэтому мать девочки Ирина Львовна, незаурядная женщина, в 1918-м даже ставшая чемпионкой по теннису Белого Крыма, приняла решение покинуть страну. Уехать из Советской России было непросто, но Вырубовым помог случай. В 1924 году Франция признала СССР. Одним из условий этого было обязательство Советского Союза не чинить препятствий родственникам французов посещать историческую родину. Как урожденная Ле Дантю и имеющая родню во Франции, Ирина Львовна добилась права покинуть СССР по приглашению тетки по матери Марии Николаевне Труайе (урожденной Фредерикс). В ноябре 1924-го Вырубовы прибыли в Париж. В Россию они больше никогда не вернулись.

Во Франции Ирина Вырубова стала заниматься балетом, обнаружив талант танцовщицы. Дочка начала подражать матери. У нее открылись отличные пластика и ритмичность. Но поначалу у Нины не всё получалось. И она решила бросить балет. Опять помогло случайное обстоятельство: девочка увидела выступление знаменитой балерины Анны Павловой и вновь «заболела» балетом.

Наставницей Нины стала Ольга Преображенская — признанная звезда русского балета. Позже с Вырубовой занимались бывшая прима легендарной труппы С.П. Дягилева Вера Трефилова и известный хореограф Виктор Гзовский. С 1934 года Нина Вырубова начала выступать в концертах и на благотворительных вечерах. В 1940-м она стала балериной театра «Летучая мышь» в Париже.

 

Этуаль «Гранд-Опера»

После оккупации Франции гитлеровцами, парижских артистов балета, в том числе и Нину Вырубову, отправили на принудительные работы в Германию. Правда, нацисты разрешили артистам трудиться по специальности — выступать в театрах захваченных ими европейских стран. После Победы с 1945 года Вырубова танцевала в Балете Елисейских полей, который организовал Борис Кохно, бывший секретарь Дягилева.

А в 1949 году директор Парижской Гранд-Опера легендарный танцовщик Серж Лифарь пригласил Нину на амплуа этуаль (звезды балета — первой балерины). За всю историю Гранд-опера это был первый случай, когда прима-балериной одного из лучших театров мира стал иностранка, к тому не окончившая балетную школу при той же Гранд-Опера. Прима-балериной у Лифаря Вырубова оставалась до 1956 года.

 

Лондон сходил от нее с ума

В 1957-м после окончания контракта с Гранд-Опера, Нина, получив премию имени Анны Павловой за роль в «Жизели», перешла в знаменитую труппу «Большого балета» чилийского аристократа маркиза де Куэваса, обладавшего значительными средствами американской супруги-миллионерши. Парижские балетоманы до сих пор помнят «Спящую красавицу» в исполнении Вырубовой. Один из партнеров Нины, известный современный хореограф Андрей Проковский, вспоминает: «Нина была великой романтической танцовщицей своего времени. У неё была огромная слава. Именно с ней я станцевал в Риме свою первую «Жизель».

После того, как в 1961 году с гастролей во Франции не вернулся в СССР ведущий артист балета Ленинградского театра имени Кирова Рудольф Нуриев, он вскоре стал одним из партнеров Нины Вырубовой. Дуэт этих выдающихся танцовщиков, хотя и принадлежавших к разным поколениям, до сих пор считается одним из лучших в истории мирового балета. Однажды Нуриеву и Вырубовой пришлось танцевать в той же «Спящей красавице» под градом… стеклянных бутылок из-под кока-колы, которыми их забросали организовавшие провокацию сотрудники советского посольства. Лишь чудом артисты не получили травм, а хулиганы, пользуясь дипломатическим статусом, остались безнаказанными.

После смерти де Куэваса труппа распалась, и Нина Вырубова уехала в «Русский балет Монте-Карло». В 1966-м в 45-летнем возрасте она приняла решение покинуть сцену и заняться педагогической деятельностью, которой занималась десятки лет.

В общей сложности Нина Вырубова исполнила десятки балетных партий, в том числе Жизель и Сильфиду — мечту всех балерин. Нина Владимировна работала с самыми знаменитыми балетмейстерами. Она стала первой исполнительницей главных партий балета Анри Coгe «Бродячие комедианты» в постановке Ролана Пети и балета «Белоснежка» на музыку Ивена в постановке Сержа Лифаря.

Известный балетный критик Ирэн Лидова вспоминала об искусстве Вырубовой: «Лондон сходил от нее с ума. Ее называли второй Тальони. Когда я думаю о лучших Жизелях моей жизни, то называю двух: Алисию Марко и Нину Вырубову. Но душа была у Вырубовой».

Нина Владимировна Вырубова скончалась на 87-м году жизни в Париже 25 июня 2007 года и была похоронена на известном кладбище русской эмиграции Сент-Женевьев-де-Буа. Имя и фамилия примы Парижской Гранд-опера с вязниковскими корнями вписаны во все энциклопедии мира.

Николай ФРОЛОВ.

Источник: Газета “Районка, 21 век” № 28 (393) от 19 июля 2018 г.

Поделиться новостью

Добавить комментарий