//   Погода:
Новости

Во Мстёре открылась выставка, посвящённая Ивану Голышеву

Он был основателем первой сельской литографии в России. Выставка, посвященная Ивану Александровичу Голышеву, открылась в художественном музее Мстёры. Она приурочена к 180-летию со дня его рождения и 160-летию его детища.

“Пора отдавать долг”. Так о новой выставке говорит её столичный куратор Марина Каримова. Идею мстёрского художественного музея – организовать выставку, посвященную Ивану Голышеву, встретила с особым чувством. В старинной Мстёре, у бабушки, прошло её детство. В роду Марины –  известные мстерские иконописцы. В том числ,- создатель первой сельской литографии, крепостной графа Панина –  Иван Голышев. Марина сняла уже 7 фильмов о Мстёре. Один из них посвящен Голышеву. Художнику, литографу, учёному, краеведу.

Марина Каримова, куратор выставки: “Он был лично знаком с Александром Вторым, с директором Исторического музея Забелиным, которому лично дарил альбомы, рисунки и дарственные подписи свои, . и он был уважаемым человеком. Он впервые в истории будучи  крепостным крестьянином  был зачислен в члены Статического комитета владимирского и был членом многочисленных обществ и археологии”.

Книга Голышева – “Богоявленская слобода Мстеры” – бесценные исторические свидетельства о праздниках и традициях. В общей сложности Голышев издал 11 альбомов. Каждый –  с  рисунками автора. 7 из них – из собрания  музея и личной коллекции Марины Каримовой –  представлены на выставке. Здесь же – знаменитые лубочные картинки Голышева. По ним  деревенские дети учились читать, изучали произведения Пушкина, Некрасова, Кольцова. К литографии Голышев привлёк  мстерских иконописцев. Вот один из сюжетов.  “Как мыши кота погребают”. Похороны императора Павла. Мыши – представители губерний, участвующие в траурной церемонии.

Татьяна Коткова, искусствовед Мстерского художественного музея: “Есть и русские сказки, и русская песня и какие-то литературные произведения и что-то юмористическое. Это все у него есть.”

Иван Александрович умер в 1896-ом. Его литография просуществовала 30 лет. После революции имя первого сельского литографа фактически вычеркнули из истории.  Оно вернулось  в 1991-ом. Благодаря журналисту и писательнице Фаине ПиголИцыной. В областном архиве она обнаружила множество интересных материалов о Голышеве и решила написать о нём книгу.

Фаина Пиголицына, писатель (г. Москва): “Он зарисовывает церквушки. Только зарисует, их снесут. То есть фактически  они в его альбомах остались, больше нигде нет, то есть он  как летописец русской старины выступает. Выпускал альбом пряничных досок.  Многие рисунки эти пропали бы, сейчас ими пользуются”.

Крепостной крестьянин написал труды по истории Мстеры, Холуя, Вязников. С докладами его приглашали учёные Москвы и Петербурга. На выставке – иллюстрации к жизнеописанию Ивана Голышева. Акварели по просьбе  Марины Каримовой написал  Борис Вифлеемский.

Борис Вифлеемский, художник: “Я учился во Мстерской художественной профтехшколе и уже в те времена он представлял для меня интерес вот этой широтой диапазона, который он на лубках все производил.  Меня еще больше интересовала композиция и история и благодаря этому я с 50-х годов с ним знаком”.

Лубки  Ивана Голышева находятся в лучших музеях страны. В  том числе, в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Труды и архивы –  в библиотеке имени Салтыкова-Щедрина в Петербурге и в Историческом музее. Лаковые миниатюры, посвященные Голышеву, пишут современные студенты. А жители Мстёры просят власти района издать все труды прославленного земляка.

Вера Куликова,  Александр Парфенов. “Вести-Владимир”. 

Источник: http://vladtv.ru.
Поделиться новостью

Добавить комментарий